Содержание:
Содержание
Введение 4
Глава 1. Причины возникновения и пути преодоления конфликтов в младшем школьном возрасте 7
1.1 Понятие и виды конфликтов 7
1.1.1 Понятие конфликта в психолого-педагогической литературе 7
1.1.2 Виды конфликтов 10
1.2 Особенности конфликтов в младшем школьном возрасте 16
1.2.1 Общая характеристика младшего школьного возраста 16
1.2.2 Причины возникновения и особенности протекания конфликтов в младшем школьном возрасте 21
1.3 Пути преодоления конфликтов в младшем школьном возрасте 28
Глава 2. Экспериментальное исследование путей преодоления конфликта в младшем школьном возрасте 34
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования 34
2.2 Методика исследования 35
2.3 Результаты исследования 53
2.4 Обсуждение результатов исследования 58
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение №1. Виды конфликтов 71
Приложение №2. Классификации педагогических конфликтов 78
Приложение №3. Анкета для учителя 79
Приложение №4. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) 79
Приложение №5. Бланк опроса по методике Басса-Дарки для первичной диагностики 86
Приложение №6. Бланк опроса по методике Басса-Дарки для вторичной диагностики 87
Приложение №7. Экспресс-оценка глубины конфликта (А.М.Бандурка, С.И.Бочарова, Е.В.Земянская) 88
Список литературы
1. Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений. – Томск, 2008
2. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. – 2000
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьной среде. – М.: Владос. – 2004
4. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина Е.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995
5. Большая Советская Энциклопедия (в 30-ти томах). М.: Советская энциклопедия, 1989
6. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М.: Флинта. — 1998
7. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1998
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер. - 2000
9. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002
10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1997
11. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА. – 1995
12. Здравомыслов А. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО Аспект-Пресс, 1995
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001
14. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 2006
15. Златогорская О. На тропе доверия: Программа коррекции агрессивного поведения подростков // Шк. психолог, газета ИД "1 сентября"- №30-31
16. Илюсизова СМ. Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений. - Алма-Ата: Мектеп. - 1989
17. Клементьева А.Я. Тренинг "Поведение в условиях конфликта" // Социальный конфликт. - 1997. - № 2. - С. 14-19
18. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.
19. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: АН СССР, Институт философии, Наука, 1996
20. Конфликтология/Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань. - 1999
21. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Р.-на-Д.: Феникс, 1995
22. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. — М.: Педагогика. - 1999
23. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: РПА. - 1993
24. Муздыбаев К. Психология ответственности. - М.: Наука. - 1998
25. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — Л.: Наука. - 1991
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006
27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Владос. - 1996
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 2005
29. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ.ред. А.С.Гусевой. – М.: РАН. – 1997
30. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1997
31. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1991
32. Попова Т.К. Программа коррекции конфликтного поведения. – Липецк, 1998
33. Почебут А.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. Издательство Петербургского Университета, 1997.
34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991
35. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Тандем. — 2000
36. Самсонова Н.В. Педагогическая конфликтология: формируется теория // Стандарты и мониторинг в образовании. - № 3. - 2002
37. Санникова Н.В. Конфликтный медиаторинг (управление конфликтами) // Человек. Сообщество. Управление. - 1999. - N 4
38. Сергоманов П.А. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте: Дисс.канд. пед. наук. М., 1997
39. Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987
40. Социальная конфликтология: Учеб. пособие / Под ред. А.В.Морозова. - М.: Академия. - 2002
41. Социологический словарь (в 2-х томах). М.: АН СССР, Институт социологии, Наука, 2006
42. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Институт практической психологии, 1996
43. Сусарева СП. Основы конфликтологии. - Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра. - 1999
44. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1991
45. Темина СЮ. Конфликты школы или «школа конфликтов»? М.-Воронеж: МОДЭК. - 2002.- 144 с.
46. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М, 2005
47. Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 2003
48. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Просвещение, 2007
49. Фрумин И.Д, Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - № 1
50. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: ПОР. - 1999
51. Чистякова Т.Л. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - М.: Просвещение, 1999
52. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Причины возникновения и пути преодоления конфликтов в младшем школьном возрасте
Введение
Конфликт – неизменная составляющая взаимодействия людей, сложное и противоречивое социальное явление, которое является и фактором, препятсвущим развитию взаимодействия, и фактором, обуславливающим развитие взаимодействия. Изучение конфликта представляет собой значимую задачу современной науки.
Особое место занимает проблема конфликтов в условиях школы, т.к. именно здесь наиболее ярко проявляется формирующее (как позитивное, так и негативное) влияние конфликта. В то же время, при большом количестве теоретических исследований, проблема формирования позитивного опыта взаимоотношений детей в условиях конфликта сегодня не находит успешного воплощения в практике.
Традиционно конфликт воспринимается и оценивается как исключительно негативное явление в педагогическом процессе и в случае возникновения конфликтных ситуаций учителя стремятся их игнорировать или жестко пресекать. По традиции, сложившейся годами, часто звучат фразы: “избавляться от конфликтов”, “предотвращать конфликты”, хотя есть необходимость задуматься, есть ли положительное в таком явлении, как противоречие между двумя субъектами, вроде бы препятствующее их дальнейшему взаимодействию. Многие педагоги с облегчением и удовольствием говорят “бесконфликтный класс”, “бесконфликтная группа” и т.д. Но конфликт объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь. Еще более сложной задачей является предвидение конфликтной ситуации и проведение педагогической работы для ее конструктивного разрешения. В то же время работа по предотвращению или преодолению конфликта является наиболее эффективной.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что наибольшее формирующее влияние на развитие личности оказывают конфликты в младшем школьном возрасте, т.к. именно в этот период происходит активное усвоение