Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Возникнув непосредственно из потребностей практики и оставаясь долгое время предметом прикладных исследований, проблема готовности детей к систематическому школьному обучению со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов. Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.
Глава I.Теоретическое исследование особенностей подготовки детей к школе
1.1Определение основных понятий: готовность к школьному обучению, критерии и слагаемые школьной готовности
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Практически все исследователи дошкольного периода развития имеют свои, часто прямо противоположные, «критериально ориентированные» представления о его сути и показателях готовности детей к школе.
Успешность решения этой проблемы впрямую связана с решением ряда фундаментальных теоретических проблем современной возрастной и педагогической психологии. Многочисленные попытки ряда ученых исследовать проблему психологической готовности детей к школьному обучению часто не выходят за рамки констатации ее нерешенности и актуальности. Причины этого видятся в указанном И.Димитровым «пренебрежении «очевидными» вещами в практике со стороны теории», что ведет к представлению «об их простоте и ясности, иллюзии их решенности. Несмотря на наличие большого количества публикаций, посвященных этой проблеме, вопрос о создании достаточно надежных, с необходимой степенью валидности психодиагностических средств, при помощи которых можно определить психологическую готовность детей к обучению в школе, остается открытым и нерешенным.
Глава III. Методика формирования готовности детей к обучению в школе
3.1 Подбор и проведение коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к школе и развитию интеллектуальных способностей. (Формирующий эксперимент)
В дошкольном возрасте, как известно, помимо игры есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;