Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Проблема исследования путей и способов трудовой мотивации персонала в настоящее время стоит достаточно остро.
Стимулирование труда как способ управления персоналом предполагает использование всей гаммы существующих форм и методов регулирования трудового поведения. Это требует четкой систематизации стимулов трудовой деятельности, выявления общих черт и различий между ними, обеспечения их гармоничного взаимодействия. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, включаются под влиянием стимулов.
Формирование трудовой мотивации работника необходимое для его эффективной деятельности в трудовом коллективе, фирме и так далее, есть процесс сложный и неоднозначный. Цукарев и Кретов указывают, что «выработка и мотивация определённого производственного поведения персонала – одна из важнейших задач, стоящих перед кадровым менеджером ». Далее они говорят, что этот процесс требует от менеджера напряжения всех сил и интеллектуальных способностей. Таким образом, практическая значимость любого исследования, касающегося проблем мотивации, несомненна.
Вместе с тем, в современной литературе данный вопрос освещён недостаточно. Так, отсутствуют либо неполны данные, касающиеся взаимосвязи различных методов стимулирования персонала, успешности работника в том или ином виде деятельности и структуры его трудовой мотивации, характерной, во-первых, для российских работников, и, во-вторых, для современного этапа экономического развития нашей страны. Данные либо устарели, либо касаются преимущественно работников США и стран Западной Европы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДА В ЦЕЛОМ
1.1. Общие подходы к мотивации
Один из наиболее авторитетных и широко используемых в мире психологических словарей, «Большой толковый психологический словарь» А.Ребера, указывает, что наиболее типичный способ употребления чрезвычайно важного, но дефиниционно неуловимого термина связан с пониманием его как процесса вмешательства или как внутреннего состояния организма, побуждающего его к действию . В этом смысле мотивация рассматривается как побудитель поведения. Однако имеются некоторые вариации данной темы, заключающиеся в следующем. Так, некоторые исследователи рассматривают состояние мотивации как состояние общего возбуждения без какой-либо определённой цели или направленности, то есть как общее побуждение или общее влечение. С другой стороны, утверждается, что мотивационные состояния специфичны для определённых влечений и потребностей и должны всегда анализироваться в терминах определённой цели и направленности. Здесь мотивация часто характеризуется представлением о том, что определённое поведение или поведенческая тенденция наблюдаются по причине наличия определённого мотивационного состояния.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности .
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на наиболее примитивной, по своей сути биологической форме направленности – на влечении. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.