Выдержка из работы:
Введение
Диапазон личностных качеств человека исключительно широк и многогранен. Качества личности - обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент - сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции - возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля - самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.).
В принципе, человек может описать себя в отношении широкого диапазона личностных качеств. Это подтверждает способность респондентов отвечать на все вопросы развернутых личностных опросников. Однако если не просить человека описать себя, многие из этих качеств вряд ли будут им отмечены. Таким образом, с точки зрения отдельного человека не все личностные свойства одинаковы. Некоторые из них лежат в основе нашего ощущения Я, тогда как другие характеристики настолько периферийны, что мы никогда бы не задумались о них, если бы нас не попросил психолог.
Цель исследования: исследовать динамический диапазон личностных качеств.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения динамического диапазона личностных качеств
1.1. Личность как объект изучения
Прежде чем рассматривать проблему личности, как объекта специального психологического изучения, необходимо отметить, что в отечественной научной мысли последних лет отмечается достаточное разнообразие подходов к ее разрешению. Ряд исследователей обращают главное внимание на содержание и уровень развития основных ее психических свойств (направленности, темперамента, характера и способностей). Другие предлагают не оставлять без внимания еще одну группу явлений, имеющих психологическую природу формирования и существования – знаний, навыков и умений. Также нельзя не отметить еще один подход, обосновывающий важность учета в личностной структуре психического компонента, характеристики которого зависят от уровня развития познавательных и эмоционально-волевых процессов [16].
Анализ представленных подходов позволяет сделать вывод, что они не противоречат друг другу. В каждом из них отражается тот или иной уровень познания конкретной личности. Для получения наиболее полной информации о человеке, обращается внимание на все три компонента – процессы, образования и свойства.