Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
На сегодня в науке известно, что общепринятая непротиворечивая классификация выразительных средств (в частности, тропов) и приемов («фигур») отсутствует, поэтому в курсах стилистики и риторики чаще всего находим лишь более или менее упорядоченные списки «тропов и фигур». К примеру, в «Практической стилистике русского языка» Д.Э.Розенталя в предпоследней главе рассмотрены тропы (в следующей последовательности: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза), а в заключительной главе – «стилистические фигуры» (в таком порядке: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие) [Розенталь 2002: 34].
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ГРАДУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие градации
Сегодня наука доказала, что градуирование принадлежит константам человеческого сознания: здесь нельзя не согласиться с ученым Сепиром, который утверждает, что «градуирование как психологический процесс предшествует измерению и счету» [Сепир 1985: 43]. Именно этим его свойством объясняется, по-видимому, широкая известность основанной на нем синтаксической фигуры градации.
Градация – расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости [Федорова 1992: 14].
Говоря о синтаксической градации, важно выделись и градационные союзы. Главным образом сопоставительные союзы при однородных членах: оба компонента этих союзов находятся в разных частях предложения, причем вторая часть имеет большую смысловую нагрузку по сравнению с первой. Не только .. но и, не столько .. сколько, не так... как, не то что ..но (а), не то чтобы .. но (а), если не .. то и др. Некоторые исследователи присоединяют к ним сложные союзы да и, а то и, а не то и и др [Никитина 1996: 354].