Выдержка из работы:
1. Выберите наиболее точное определение культуры:
1. культура - возделывание, обработка, создание (чего-либо);
2. культура – совокупность этических норм и правил поведения человека в обществе;
3. культура – совокупность духовных ценностей, созданных в процессе исторической деятельности людей и необходимых для совершенствования общества и личности;
4. культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторической деятельности людей и необходимых для совершенствования общества и личности;
5. культура – совокупность художественного произведений и духовных ценностей, созданных в процессе исторической деятельности людей и необходимых для совершенствования общества и личности.
2. Выделите пары основных культурологических понятий:
1. норма и ценность;
2. обычай и традиция;
3. Возрождение и Ренессанс;
3. культурное наследие;
5. духовное производство и творчество;
6. литература и искусство;
7. смысл и значение;
8. театр и кинематограф;
9. символ и художественный образ;
10. ментальность и идеал;
11. цивилизация и культурный прогресс.
3. Основными функциями культуры являются:
1. познавательная;
2. регулятивная;
3. нормативная;
4 коммуникативная;
5. развивающая;
6. эстетическая;
7. развлекательная.
4. По каким уровням функционирования в обществе можно распределить культуру:
1. на общечеловеческую и национальную;
2. на массовую и элитарную;
3. на культуру речи и поведения;
4. на культуру повседневности и делового общения;
5. на официальную и неофициальную;
6. на материальную и духовную.
5. Отметьте основные цивилизационные типы культуры:
1. конфуцианско-даоссистский;
2. греческий;
3. индо-буддийский;
4. арабо-исламский;
5. христианский;
6. восточный;
7. европейский;
8. азиатский.
6. Выберите определение, характеризующее понятие «цивилизация» на основе культурологического подхода:
1. цивилизация – это уровень развития культуры (материальной, государственной, политической);
2. цивилизация – это ступень общественного развития, следующая за «варварством»;
3. цивилизация – это уровень, ступень развития культуры, связанная с созданием материально-предметных форм общественного прогресса, наднациональным объединением культур на основе общности географического региона, исторических судеб и традиций.
7. К чему можно отнести: религию, мораль, науку, философию, искусство, право?
1. к формам общественного сознания;
2. к формам духовной культуры;
3. к тому и к другому;
4. к формам культуры.
8. Субъектом культуры является:
1. человек – творец, носитель и потребитель культуры;
2. индивид – творец, носитель и потребитель культуры;
3. личность – творец, носитель и потребитель культуры.
9.Что является основным механизмом приобщения человека к культуре?
1. овладение культурными ценностями;
2. воспроизводство культурных ценностей;
3. художественное творчество;
4. знакомство с произведениями культуры и искусства;
5. социализация.
10. Отметьте основные социальные субъекты культуры:
1. этнос;
2. личность;
3. нация, национальные и религиозные меньшинства;
4. классы и государство;
5. человек;
6. профессиональные и демографические группы;
7. аудитория средств массовой коммуникации;
8. неформальные объединения и субкультуры.
11. Какие теории происхождения культуры распространены в научном знании?
1. трудовая;
2. биологическая;
3. религиозная;
4. игровая;
5. техническая;
6. символическая.
12. Что явилось начальной формой духовной культуры?
1. религия;
2. колдовство;
3. тотемизм;
4. анимизм;
5. мифология;
6. фетишизм.
13. Какой принцип положен в основу древнегреческой культуры?
1. преемственности;
2. последовательности;
3. агонистики;
4. иносказательности.
14. Кто представляет древнегреческую философию и науку в истории культуры?
1. Сенека;
2. Анаксимандр;
3. Платон;
4. Демокрит;
5. Аристотель;
6. Августин;
7. Саади;
8. Пифагор.
15. Что стало основой духовной культуры античного общества?
1. античная комедия;
2. античная трагедия;
3. античный миф;
4. античная риторика.
16. Кто был автором древнегреческой комедии?
1. Эсхил;
2. Софокл;
3. Аристофан;
4. Еврипид;
5. Эзоп.
17. Что явилось идеалом античного общества?
1. гармонически развитая личность;
2. Боги;
3. гармонически развитый человек.
18. Основу искусства Древней Греции составили:
1. живопись;
2. вазопись;
3. риторика;
4. скульптура;
5. архитектура.
19. Моделью мирозданья в древнегреческой культуре стал:
1. полис;
2. храм.
20. Культуру Древнего Рима характеризовали особенности (выбрать):
1. поклонение богам;
2. гражданственность и воинская дисциплина;
3. культ предков и императорской власти;
4. практицизм и утилитаризм;
5. аскетизм.
21. Какая идея, названная впоследствии в истории «Римская идея» доминировала в культуре Древнего Рима:
1. идея культа предков;
2. идея политической власти над миром;
3. идея партнерского отношения к богам.
22. Какая отличительная черта характеризовала культурную жизнь Древнего Рима:
1. аскетизм;
2. сакральность;
3. космополитизм;
4. праздность.
23. Отметьте отличительные черты культуры Византии:
1. переработка античного идеала красоты в духе православного христианского канона;
2. переработка античного идеала красоты в духе христианского канона;
3. симбиоз церковной, народной государственной власти;
4. симбиоз церковной и государственной власти.
24. Основу искусства Византии составили:
1. архитектура;
2. драма и комедия;
3. иконопись;
4. мозаика;
5. фрески;
6. музыка;
7. декоративно-прикладное искусство.
25. Синтез, каких культур представляла культура Средневековья:
1. античной;
2. варварской;
3. древнегреческой;
4. древнеримской;
5. христианской.
26. Синтезирующим искусством в культуре Средневековья была:
1. архитектура;
2. живопись;
3. музыка;
4. скульптура.
27. Организационно-духовным стержнем средневековой культуры является:
1. народ;
2. церковь;
3. население города.
28. Какая социальная общность сыграла большую роль в просветительстве и развитии духовной жизни в эпоху Средневековья:
1. духовенство;
2. горожане;
3. монашество;
4. рыцари;
5. ваганты.
29. Какие культурные феномены, воплощенные в произведениях искусства и творчестве народа стали особенностями эпохи Средневековья:
1. «куртуазная любовь»;
2. «любовный роман»;
3. «рыцарский кодекс чести»;
4. «научный трактат»;
5. «поэзия вагантов»;
6. «образы народной смеховой культуры»;
7. «карнавал».
30. Основными культурологическими характеристиками Возрождения являются:
1. внимание к античному наследию;
2. развитие естественных наук;
3. интерес к природе;
4. пантеизм и универсализм;
5. утверждение человеческого «Я»;
6. утверждение личностного «Я».
31.Культурной доминантой эпохи Возрождения является:
1. искусство;
2. наука;
3. философия;
4. религия.
32. Литературные памятники эпохи Возрождения создали:
1. Россини;
2. Шекспир;
3. Рабле;
4. Джотто;
5. Дюрер;
6. Данте;
7. Боккаччо.
33. Великими живописцами эпохи Возрождения признаны:
1. Дюрэр;
2. Петрарка;
3. Лопе де Вега;
4. Рафаэль;
5. Брэйгель.
34. Отметьте ареалы ренессансной культуры:
1. Северное Возрождение;
2. Западное Возрождение;
3. Восточное Возрождение;
4. Южное Возрождение.
35. В какой культурный период началось создание общенациональных литературных языков на основе синтеза «высокого» стиля и простонародной разговорной речи?
1. Древнегреческая культура;
2. Античность;
3. Культура Византии;
4. Возрождение;
5. Просвещение.
36. Культуре, какого периода свойственны следующие черты: христианские корни, антропоцентризм, вера в могущество разума и техники, инновационный характер, полицентризм властей, свободомыслие, правовая защита личности, индивидуализм и практицизм.
1. просвещение;
2. нового времени;
3. возрождения;
4. античности;
5. реформации.
37. Десакрализация творчества, усовершенствование технических приемов, создание национальных литературных языков на основе синтеза «высокого» стиля и простонародной разговорной речи. Это слагаемые культуры эпохи…
1. реформации;
2. нового времени;
3. возрождения;
4. просвещения;
5. античности.
38. Кто является представителем «Серебряного века» в истории русской культуры?
1. А.К.Толстой;
2. А.А. Блок;
3. Н.В.Гоголь;
4. А.А.Ахматова;
5. Н.С.Гумилев.
39. Какой художественный стиль в истории искусства обозначен как классицизм:
1. художественный стиль в европейском и отечественном искусстве ХVII- начала ХIХ вв., характерными особенностями которого являются: обращение к высоким гражданским и общественным идеям, рационализм широкое использование наследия античной художественной культуры;
2. художественный стиль, появившийся во Франции во времена Наполеона I и впоследствии распространившийся в других странах, включая Россию, ориентированный на возвышенные формы римского античного искусства;
3. художественный стиль в европейском искусстве конца ХVI- середины ХVIII вв, отличающийся динамикой, эмоциональной выразительностью, изобретательностью в выборе художественных средств и форм.
40. Какая эпоха в европейской культуре соединила в себе творчески переработанное наследие античной классики, средневековые христианские традиции и элементы светской культуры Нового времени.
1. просвещение;
2. возрождение;
3. античность;
4. реформация.
41. В какую культурную эпоху было принято считать, что художник, как «Бог», а произведение искусства – предмет независимого эстетического наслаждения?
1. реформации;
2. нового времени;
3. просвещения;
4. античность;
5. возрождение.
42. Культуру, какой эпохи пронизывал «дух исканий и жажда деятельности», так называемое «фаустовское» начало:
1. нового времени;
2. возрождения;
3. античности;
4. эллинизма.
43. Новые условия и проблемы развития Западной культуры ХIХ- начала ХХ века нашли отражение в:
1. немецкой классической философии (Гегель, Кант);
2. теории «научного» социализма (Маркс);
3. «философии жизни» (Шопенгауэр, Ницше);
4. учениях Фрейда;
5. во всех указанных направлениях общественной мысли.
44. Произведения, каких авторов Просвещения представляли искусство театра как общественную трибуну
1. Вольтер;
2. Бомарше;
3. Шекспир;
4. Гете;
5. Фонвизин.
45. Культуре, какого периода характерны следующие основные составляющие: введение большинством европейских стран всеобщего образования, развитие средств массовой коммуникации, тиражирование культурных ценностей, коммерциализация культуры?
1. западная культура ХIХ - начала ХХ века.
2. культура Нового времени (ХVII – ХVIII вв.);
3. русская культура от Петровских реформ до конца ХIХ века;
4. культура начала ХХI века.
46. Одной из характеристик Западной культуры ХIХ - начала ХХ века был плюрализм стилей в искусстве. Укажите основные стили в искусстве этого периода:
1. критический реализм, романтизм, натурализм, символизм, импрессионизм;
2. барокко, романтизм, модернизм, натурализм;
3. ампир, критический реализм, социалистический реализм, импрессионизм;
4. рококо, готика, натурализм, романтизм.
47. Какой эпохе приписываются следующие культурные достижения: возникновение художественной критики, прессы и журнальной периодики, рождение моды, рынка культурных идей и художественных ценностей, развитие жанра философско-просветительского романа?
1. просвещение;
2. античность;
3. новое время;
4. возрождение;
5. средневековье.
48. Что явилось основой организации духовно-практической жизни древних славян?
1. мифология древних славян;
2. тотемизм;
3. магия и колдовство;
4. религия.
49. Спецификой, какого периода в культуре являются: святые и юродивые, древние монастыри, старообрядчество, раскольники, ереси и др.?
1. культура русского средневековья;
2. русская культура периода Петровских реформ;
3. культура Возрождения;
4. культура Просвещения.
50. Открытие Московского университета, светских школ, развитие науки, издательского дела, прессы и периодики, все это характеризует эпоху…
1. русское Просвещение;
2. Русское Средневековье;
3. «Золотой век» русской культуры;
4. «Серебряный век» русской культуры.
51. Для какой культуры характерны следующие достижения: просветительская деятельность М.Грека, творчество А.Рублева, открытие Славяно-греко-латинской академии?
1. русское средневековье;
2. русская культура периода Петровских реформ;
3. русское Просвещение;
4. русская культура конца ХIХ века.
52. Что стало главной особенностью культуры российского Просвещения?
1. попытка соединить духовную свободу с крепостничеством и деспотизмом;
2. попытка соединить культуру Запада и России;
3. попытка соединить духовную культуру с достижениями науки и техники.
53. Как назван в истории период русской культуры, который объединил творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, И.Е.Репина и К.П. Брюллова и др.?
1. «Серебряный» век российской культуры;
2. «Золотой» век российской культуры;
3. Русское Просвещение.
54. «Русская идея» конца ХIХ века: попытка философски осмыслить судьбу и призвание русской культуры. Кто из мыслителей стоял у ее истоков?
1. П. А. Флоренский, Н. Ф. Федоров;
2. С. М. Соловьев, Н. А. Бердяев;
3. В.И. Вернадский, А. И. Герцен;
4. Н. Г. Чернышевский, В.Г. Белинский.
55. Укажите основные течения в мировом искусстве начала ХХI века:
1. социалистический реализм;
2. модернизм и авангардизм;
3. национальный романтизм;
4. классический реализм;
5. неоклассицизм и дегуманизация;
6. романтизм.
56. Какой тип культуры характеризует следующее определение: многообразное явление в современной культуре, связанное с обновлением средств коммуникации и репродукции, с глобализацией информационного потока, включающее слой специально культивируемых ценностей, культурных стереотипов, создаваемых по законам социальной психологии, а также ценностей, приобретших значимость в силу их резонанса со временем?
1. массовая культура;
2. элитарная культура;
3. контркультура;
4. неофициальная культура.
57. В творчестве, каких писателей и художников нашли отражение противоречия культуры ХХ века:
1. С.Дали, П.Пикассо;
2. Рембрандт, О.Моне;
3. Д. Байрон, Д. Свифт;
4. Д.Оруэлл, В.Набоков;
5. М.Шагал, К. Малевич.
58. Культуру современной России характеризуют:
1. новое социально-культурное расслоение общества (появление нового субъекта культуры);
2. появление платного образования;
3. проблемы сохранения наследия и национально-культурного самоопределения;
4. поиски новых источников культурного развития: «культурное предпринимательство» и меценатство;
5. совокупность всех приведенных характеристик.