Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Ранняя диагностика нарушений в развитии детей требует по другому посмотреть на роль специалиста-дефектолога и роль семьи в коррекционно-педагогической работе.
В настоящее время важнейшей задачей коррекционно-диагностической службы является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям что создает основу для развития личности ребенка в целом.
Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции.
В специальной психологии и педагогике предпринимаются попытки моделирования наиболее эффективных направлений работы специалиста-дефектолога с семьей, способствующих формированию у родителей адекватной воспитательской позиции (Е.Р. Баенская,1995; С.Д. Забрамная,1990;Е.И.Исенина,1996, С.В. Корницкая, 1975; О.С.Никольская, М.М.Либлинг, 1997 Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, 1988; Л.С. Печникова, 1995 Е.О. Смирнова, Г.Н.Рошка, 1987; Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, 1983; Н.Н.Школьникова,1991 и др.)
Данная работа направлена на изучение характера взаимодействия родителей и ребенка первых лет жизни, работы специалиста с родителями, воспитывающими ребенка первых лет жизни группы риска, в процессе формирования сотрудничества между ними.
............
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ ГРУППЫ РИСКА
1.1. Психофизические особенности детей первых лет жизни
Ранний возраст – это период адаптации ребенка к миру, и он очень важен.
Согласно исследованиям мозга, проведенным в 1980-х и 1990-х годах, в развитии ребенка критичны первые три года жизни, так как именно в это время начинают развиваться его язык и интеллект. Это исследование показало, что чем больше часов в неделю работала мать в первые три года жизни ребенка, тем ниже будут у него языковое развитие и академическая успеваемость; но к тому времени, как ребенок достигал возраста десяти лет, отсутствие матери не соотносилось с пониженным развитием. Исследование также указало на то, что дети раннего возраста, которые проводят в детских учреждениях больше 30 часов в неделю, гораздо более требовательны, неуступчивы и агрессивны, чем те, кто проводит больше времени с семьей дома. Они чаше вступают в драки, задирают других и нередко вредничают, чтобы привлечь к себе внимание [10].
Гарвардский профессор Ховард Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта и указал, что они являются продуктом взаимодействия между генетической предрасположенностью и окружающей средой - иными словами, комбинацией воспитания и природы. Более современные исследования мозга выявили, что интеллектуальные навыки, которые когда-то считались врожденными, напротив, очень подвержены влиянию окружения. Коэффициент интеллекта - 10 - способен увеличиваться и уменьшаться в зависимости от окружения ребенка, которое обеспечивает умственное стимулирование, необходимое молодому мозгу в период бурного роста нервной системы. Уровень умственного развития также часто понижается, если дети пребывают в состоянии сильного стресса. Многие молодые родители, которые внимательно относятся к этим особо важным годам, предпочитают после рождения ребенка взять длительный отпуск, так как понимают важность среды, окружающей ребенка, и его взаимодействия со взрослым-воспитателем [12].
...........