Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Рассмотрение проблемы формирования элементарных математических представлений дошкольников через физическое развитие обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, период дошкольного детства это значимый этап в жизни ребенка, предшествующий школьному обучению, когда должен быть достигнут такой уровень готовности к учебным нагрузкам, который позволит быстро и эффективно адаптироваться к новой ситуации обучения. В частности, особое значение имеет готовность к освоению математики как дисциплины, предъявляющей высокие требования к способностям ребенка мыслить логически, абстрагироваться. Такого рода готовность обеспечивается именно в период дошкольного детства и связана с формированием элементарных математических представлений.
С другой стороны, особую значимость приобретает вопрос использования оптимальных средств формирования математических представлений у детей. Очевидно, что при выборе таких средств важным фактором выступает возраст детей, особенности их психического и физического развития в дошкольный период. Сегодня особый интерес представляет возможность психолого-педагогического обеспечения связи физического развития детей с развитием умственным, и, в частности, с формированием элементарных математических представлений.
.............
Глава I. Теоретические основы исследования физического развития детей дошкольного возраста как средства формирования элементарных математических представлений
1.1 Проблема формирования элементарных математических представлений дошкольников в зарубежной и отечественной практике
Период дошкольного детства представляет собой один из этапов, имеющих решающее значение для умственного развития ребенка. При этом умственное развитие в современных условиях во многом связано с уровнем и качеством математической подготовки, с математическим развитием в рамках целенаправленного обучения в детском саду. В частности, об этом пишет Л.Б. Баряева 1, с.12, отмечая, что именно математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста.
Как отмечает А.А. Столяр 34, с.7, под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Автор подчеркивает, что формирование элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвано оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всестороннего развития личности.
Следует отметить, что понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Как указывал Л.С. Выготский 5, с.100, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
............