Выдержка из работы:
Введение
Психологическая готовность к обучению в школе является актуальной теоретической и практической проблемой, о чём свидетельствует большое количество публикаций на эту тему. Под психологической готовностью к обучению (или готовностью к школе) психологи понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка 5–7 лет, позволяющий ему начать систематическое обучение в группе сверстников.
Исследователи рассматривают психологическую готовность к школе как сложное многокомпонентное образование, в структуру которого включаются уровень психомоторной зрелости (А. Керн); наличие мотивации учения (Т.А. Нежнова); умение действовать по образцу и правилу (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.И. Цеханская, Н.И. Гуткина); уровень умственного развития: запас знаний, внимание, память, мышление, речь (Г. Витцлак, П.Я. Кеэс, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина); уровень развития общения (Е.Е. Кравцова) [2].
Все эти авторы считают, что психологическая готовность к школе формируется в конце дошкольного возраста и является показателем зрелости ребёнка, когда он, как говорит Д.Б. Эльконин, психологически перерастает игру и стремится заниматься общественно значимой деятельностью.
В педагогической практике и общественном представлении, в частности у родителей, сформировалось устойчивое понятие, что основным критерием готовности ребёнка к школе является интеллектуальная готовность, умение читать и считать.
Но современные исследования показывают, что 30-40% детей, приходящих в 1-й класс массовой школы, не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
................
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния игровой деятельности на формирование психологической готовности к школе современных дошкольников
1.1. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе в работах отечественных психологов
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – это только один из аспектов задачи.
По мнению Е. Е. Кравцовой , проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Л.И Божович еще в 60-е гг. указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, способности к познавательной деятельности. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец , отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию . Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание .
................