Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Соотношение внутренней позиции школьника и особенностей креативного развития у детей 6-7 лет
Введение
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько сформировалась его внутренняя позиция школьника. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации. В своей работе, я хочу рассмотреть влияние креативности дошкольников на формирование внутренней позиции школьника.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативного подхода к решению больших и малых проблем. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом, необычном свете и находить уникальные пути решения различных задач и проблем.
Для современного общества актуальным вопросом является креативное мышление, творческий подход, а для того что бы рассмотреть перечисленные способности нужно рассмотреть их предпосылки развития в раннем возрасте, поэтому на педагогов возложена большая ответственность. Как говорил Л. С. Выготский, «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».
Проблема формирования внутренней позиции в контексте дошкольного детства представляет большой интерес. Влияние игровой деятельности дошкольников на развитие познавательной мотивации и рефлексивных способностей относительно подробно изучено (Эльконин Д.Б.), однако творческая продуктивная деятельность в этом плане изучена гораздо меньше, хотя очевидно, что в ней развиваются многие предпосылки внутренней позиции. Введенное Божович Л.И. понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция школьника – не навязанный внешним окружением, а принятый ребенком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами.
Актуальность креативного развития в наше время очевидна. Креативность, необходима во многих сферах жизнедеятельности человека, а в жизни ребёнка является важной предпосылкой к развитию многих новообразований.
В соответствии с темой квалификационной работы, научный аппарат экспериментального исследования был сформулирован следующим образом:
Цель исследования: изучить соотношение креативности и особенностей внутренней позиции школьника у детей 6 – 7 лет.
Объект исследования: креативность и внутренняя позиция школьника.
Предмет исследования: особенности креативности у детей 6 – 7 лет в зависимости от уровня развития внутренней позиции школьника.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника сочетается у 6 – 7-летних детей с развитой креативностью.
Задачи исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы.
• Проанализировать проблемы формирования внутренней позиции и креативного развития детей в возрасте 6 – 7 лет.
• Изучить влияние креативности на развитие внутренней позиции школьника.
• Рассмотреть психолого-педагогические условия возникновения внутренней позиции школьника.
• Провести опытно-экспериментальное исследование изучения влияния креативности на возникновение внутренней позиции школьника.
• Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса.
2. Методика рисунка несуществующего животного в модификации Дьяченко О.М..
3. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника. Разработана Гуткиной Н.И.
4. Модифицированная методика по выявлению внутренней позиции школьника, предназначенная для учащихся 1-2 классов.
Предпосылкой к образованию внутренней позиции школьника ведёт стремление ребёнка занять новое социальное положение. При поступлении в школу ребёнок сталкивается с реальной социальной позицией, ведь ему теперь вменяется в обязанности осуществление деятельности социальной по своему содержанию и форме, такой деятельностью и является учение. Леонтьев А.Н. говорил «изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики». Лидия Ильинична в свою очередь говорит о том, что новое социальное положение является центральным личностным новообразованием, которое характеризует личность ребёнка в целом. Но стоит отметить, что фактического перевода ребёнка в новую социальную среду недостаточно для того, что бы стал в полной мере реализовывать все те возможности, которые эта среда ему предоставляет.
2.4.Заключение
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей творческим отношением к действительности и социальной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Психологическая готовность ребенка к школе – сложное, многостороннее новообразование, в котором центральное место занимает внутренняя позиция школьника. Это новообразование дошкольного возраста, в понимании, намеченном в работах Л.И. Божович, характеризует социальную активность ребенка как направленность на освоение нового места в обществе, позволяющего более полно реализовать свои возможности. Для нас важной задачей было проследить соотношение этого новообразования личности и креативного развития.
Проведенное исследование состояло из двух частей – теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения влияния креативности на сформированность внутренней позиции школьника. В теоретической части работы были рассмотрены основные подходы к исследованию готовности детей к школьному обучению и направления исследований креативности в науке и искусстве. Проблема готовности детей к школьному обучению рассмотрена на основе представлений, сформулированных Л.И. Божович.
Результаты проведённого исследования показали, что связь сформированности внутренней позиции школьника с уровнем развития креативности и творческого воображения существует у школьников, у старших дошкольников же такое выраженной связи не выявлено. У всех детей младшего школьного возраста уровень развития креативности, соответствующий возрасту или превышающий возрастную норму, сочетается со сформированностью внутренней позиции школьника или с внутренней позицией в стадии формирования. Обращает на себя внимание тот факт, что все дети с креативностью выше возрастной нормы имеют сформированную внутреннюю позицию школьника. В целом исследование показало, что у 60% младших школьников и 57% дошкольников сформированная внутренняя позиция сочетается с креативностью, соответствующей возрастной норме, а в некоторых случаях даже выше возрастной нормы.
Результаты исследования креативности согласуются с результатами проективной методики «Несуществующее животное», что позволяет более целостный вывод об уровне развития творческих способностей младших школьников и дошкольников.
Список использованной литературы.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М: 1988.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995
3. Божович Проблемы формирования личности. Москва — Воронеж 1997
4. Волков В.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психологического развития ребенка. –М: А.П.О., 1994
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997, 96 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога)
7. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольника. Москва 1996
8. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983
9. Лубовский Д. В., Т.В. Лаврентьева Креативное развитие личности дошкольника и формирование внутренней позиции
10. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции – проблема и перспективы исследования.
11. Нежнова Т.А. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М:1974
12. Нежнова Т. А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / под ред. И. В.Дубровиной. М.
13. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. (Под. Ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгра). - М:1988
14. Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе.
15. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998.
16. Туник Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
17. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1999.
18. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 2005, - № 10.
19. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998, - №3.
20. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1995, - №10.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2002.
22. Петровский В.А., Абраменкова В.В., Горбатенко Т.М. Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика, 1992.
23. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1999, вып. 9.
24. Михайленко Н.Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983.
25. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М., 1965.
26. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1999.
27. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1980, - № 6.
28. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.
29. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., 2001.
30. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дъяченко. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1997.
31. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1980, - № 6.
32. Леднева С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. 2006, - № 5.
33. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1999, - №5.
34. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности
35. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Избранные психологические труды. М., 1989.
37. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. N 6.
38. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
39. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Вопросы психологии № 6 1966 Стр. 62 – 68.
40. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Издательство «Просвещение» 1968