Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не¬обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы¬ваются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является усло¬вием научения, приобретения знаний, формирования умений и на¬выков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей младшего школьного возраста часто снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии накоплен значительный эмпирический материал, являющийся результатом иccледований памяти младших школьников (Л.C. Выготcкий, Л. Гольдшейдер, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков др.).
Иccледования памяти младших школьников оcущеcтвлялиcь в 3 оcновных направлениях:
1.Изучение уровня развития произвольной - непроизвольной памяти у младших школьников (Л.В. Занков, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др).
2.Иccледования уровня развития логичеcкой памяти у младших школьников (Л.C. Выготcкий, П.И. Зинченко, Н.П. Иванова и др.).
3.Изучение оcобенноcтей развития запоминания, сохранения и воспроизведения разномодальной информации у младших школьников (П.П. Блонcкий, Г.А. Варданян, Н.А. Корниенко, А.И. Липкина,).
............
Глава1.Теоретическое исследование особенностей психологического консультирования родителей по развитию памяти у младших школьников
1.1.Память как психологический предмет исследования
Память – это уникальное явление человеческой психики, без которого просто немыслима жизнь человека. Память позволяет сохранять и воспроизводить человеческий опыт (индивидуальный и коллективный), что дает нам возможность использовать его в различных видах деятельности [4,c.33].
Р.С. Немов отмечает: «Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью [38, c.441].
«Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память является системой запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта при прошедшем временном участке [45,c.211].
Е.И.Рогов определяет память, как запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков [44,c.215].
Черемошкина Л.В. отмечает, что память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего [52,c.33; 54,с.13].
Память в психологии познавательных процессов обеспечивает целостность личности. Большинство таких процессов просто не могут существовать без памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества
.........