Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития мелкой моторики ребенка издавна привлекала исследователей, так как мелкая моторика необходима для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования М.М. Кольцовой и др., тонкие движения кистей и пальцев рук, составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, так как именно осязание позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. (М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие).
Нарушения в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи приводят к тому, что с началом обучения в школе, это может привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения.
Аналитический обзор литературных данных показывает, что проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, теоретически обоснована в трудах психофизиологов, и педагогов и логопедов Т.Н. Андриевской, О.В. Бачиной, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Н.Ф. Коробовой.
При общем недоразвитием речи у детей среднего дошкольного возраста наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
..........
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Структура и содержание понятия развития мелкой моторики
Необходимость развития мелкой моторики получила научное обоснование. Учёные (Т.Н. Андриевская, Г.В. Беззубцева, М.М. Кольцова и др.), занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как «специфический человеческий орган».
М.М. Сеченов писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями» [41].
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге [19].
Из анализа психолого-педагогической литературы следует:
Мелкая моторика в исследованиях Е.А. Стребелевой – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку [47].
С.С. Мельникова мелкую моторику движений рук рассматривает как осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [26].
.........