Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Современные линии изучения проблемы потребления, культуры, масс-медиа и практики современного искусства так или иначе оказываются связанными с феноменом рекламы и пиар-компаний. Об этом свидетельствует капиталистический уклад большинства современных государств, на котором основывается стремление гражданского общества к материальной обеспеченности, к необходимости потребления, поскольку зачастую этот факт становится доказательством социальной статусности и признанности. Реклама и общество потребления представляют собой очевидный тандем, в полной мере отражающий реалии современного мира. Особенности общества потребления представлены в трудах известного философа и социолога Ж. Бодрийяра, а феномен рекламы с культурологических позиций рассмотрен Р. Бартом. Он анализирует влияние рекламы на общественное сознание и формирование массовой культуры, рассматривает специфику развития рекламного дела, выявляет задачи и функции рекламы по отношению к современному обществу потребления. Однако актуальность данной работы обусловлена двойственностью трактовки этого феномена: с одной стороны, реклама понимается как буквальное понятие социально-экономической стороны деятельности государства и общества потребления, а с другой – в отдельных исследованиях реклама воспринимается в качестве философско-культурологического термина. Работы Ролана Барта, посвященные рекламе, относятся именно к такому пониманию рекламы, содержащей в себе коннотативные означаемые, т.е. те сообщения, которые поддаются глубокой интерпретации с позиций современной мифологии.
..........
Глава 1. Социокультурный феномен рекламы в общенаучном осмыслении и в трактовке Р. Барта.
1.1. Теоретико-социальные аспекты понятия рекламы.
Слово «реклама», выступающее сегодня как понятие и термин, произошло от латинского глагола reclamare, т.е. утверждать, выкрикивать, протестовать. С учетом коммуникативно-экономической ценности современной рекламы, она трактуется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Безусловен тот факт, что реклама является сектором сферы маркетинговых коммуникаций[18], которые регулируют достаточно простой механизм ее действия: спонсоры или представители заинтересованной в продвижении своего товара фирмы оплачивают распространение нужной им информации, привлекая внимание потребителей к объекту рекламирования. Поэтому исследователями истории рекламного дела признается одновременное появление последней с торговлей[34]. На сегодняшний день реклама развилась настолько, что данный вид деятельности стал особым социальным институтом, обеспечивающим общественную потребность в рекламных услугах. Производственную основу этого института составляет комплекс деятельностей, который принято определять понятием «индустрия рекламы» [30]. Понятие «индустрия рекламы» стало формироваться в современной экономике с приобретением рекламной деятельностью массового характера. Как указывают Е.В. Ромат, Уэллс У., планомерное ведение рекламной деятельности, системное взаимодействие субъектов рынка рекламы с участниками различных секторов экономики, наличие предприятий, производящих рекламные продукты и оказывающих рекламные услуги, позволяет предположить, что рекламная деятельность приобрела черты индустрии [29, 35]. Можно добавить, что сфера рекламы воспринимается также и как сфера бизнеса, поскольку конструирование роликов, изготовление макетов – непростой вид деятельности, требующий особого творческого подхода и четкой организации.
......