Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня основополагающим требованием общества к дошкольному образованию является формирование личности, самостоятельно и творчески решающей различные задачи, критически мыслящей, совершенствующей свои навыки и умения, способной творчески применять их в деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу развития у дошкольников инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ранний возраст являются сензитивным периодом для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое сопровождение развития самостоятельности со стороны взрослых (особенно родителей) приводит к тяжелым кризисным явлениям. Типичной ошибкой взрослых является лишение ребенка возможности проявлять посильную самостоятельность. Воспитателю часто приходится сталкиваться с таким стилем отношений родителей и детей, как гиперопека. Наше исследование связано с изучением проблемы формирования самостоятельности у детей раннего возраста.
Основоположники педагогики раннего детства (Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Н.М. Щелованов) подчеркивали, что с момента рождения ребенок является не только объектом прямого обучения, но и субъектом развития индивидуального личного опыта ребенка [4, 69].
............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
1.1. Значение самостоятельности для развития детей раннего возраста
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются на этапе младенчества и в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий. Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.
С.И. Ожегов, определяет термин «самостоятельность» в различных значениях: существующий отдельно от других, сам собою, независимый; главный; решительный, обладающий инициативой; свободный от помощи, добытый собственными усилиями [45].
Проблема самостоятельности у нас в стране привлекала внимание ученых на протяжении многих десятилетий. В период становления советской дошкольной педагогики проблеме воспитания личности отводилось первостепенное значение. Если учесть, что в настоящее время усложнился сам процесс воспитания личности, то становится ясным, почему возникают ошибки и затруднения в семейном воспитании и почему общество настоятельно выдвигает требование к повышению педагогической грамотности родителей.
Многочисленные исследования убеждают, что помощь в повышении педагогической грамотности нужна всем родителям, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.
..........