Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции, развития психологической науки постоянно растет интерес к явлению межличностных отношений и социально-психологического климата коллектива. Профессиональной деятельности человек посвящает значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но людей, идущих на службу как на праздник, не так много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов - так устроен мир. Периодически возникают психологические трения, межличностные конфликты, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
............
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей межличностных конфликтных отношений в коллективе
1.1Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования
Конфликт может возникнуть в любой организации, на любом предприятии и причин его возникновения, а также путей его решения может быть не один и не два. Учитывая то, что работа на любом предприятии сопряжена с рядом особенностей, свойственных только для данного вида деятельности, допустимо считать, что сотрудник того или иного предприятия, в большей степени подвержен возникновению конфликтных ситуаций.
Понятие конфликта относится к числу понятийно неопределенных (Парамонова Г.А.). В его содержание вкладывается достаточно широкий выбор компонентов, таких как субъекты (стороны) конфликта, предмет конфликта, инцидент, активность субъектов, направленная на разрешение актуализированного противоречия, аффективные реакции конфликтующих. Н.У. Заиченко выделяет 6 основных подходов, с позиций которых изучаются конфликты: когнитивный, мотивационный, аналитический, деятельностный, энерго-эмоциональный, организационный и системный [21,c.41]. В рамках мотивационного подхода межличностный конфликт анализировался К. Левином. Конфликт рассматривался как следствие действующих на человека разнонаправленных «сил» (мотивов) – в ситуации межличностного конфликта это «собственные» и «вынуждающие» силы [25,c.41-44].
Исследователи проблемы конфликтов в психологии разрабатывали вопросы, касающиеся его структуры (А.Я. Анцупов, Шипилов А.И., Петровская Л.А.) [4,38], функций (Гришина Н.В.) [15,16], возможности конструктивного разрешения (Скотт Д.Г.). Существенным результатом этих исследований явилось понимание того, что конфликт является неотъемлемой частью деятельности человека, зачастую играя роль в развитии личности и любой социальной системы. Анализ литературы показал, что к настоящему времени структурированы и описаны подходы к изучению конфликтов, детерминант конфликтного поведения (А.Я. Анцупов. [4]; Н.В. Гришина [15,16]; Н.И. Леонов [28]; А.И. Шипилов [4]). ........