Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование межличностных отношений в группе 6
1.1Характеристика межличностных отношений в малой группе 6
1.2 Становление и динамика межличностных отношений 9
Глава 2. Эмпирическое изучение межличностных отношений в группе14
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 14
2.2Методика исследования 14
2.3Результаты исследования 15
2.4 Обсуждение результатов 24
Заключение 34
Библиография 35
Приложение 37
годы.
Список литературы
1.Аверьянов Л. Я. Хрестоматия по психологии. М., 2000г.
2.Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в подростковом возрасте // Психологический журнал. - 2006 - №4 с. 63-65.
3.Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 5 изд. Аспект Пресс, 2006
4.Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
5.Баркаускайте М. И. Взаимодействие статуса и участия подростков в малой группе: Автореф. канд. дис. — Вильнюс, 1977.— 44 с.
6.Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.
7.Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. – СПб.: 2003. – 136 с.
8.Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Перевод с фр. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
9.Ковалев С. В., Кричевский Р. Л. Факторы дифференциации лидерства.— Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1978, № 2, с. 26—36.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. — 323 с.
11.Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1, 73с.
12.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Москва-Воронеж, 1997. – 252 с.
13.Мальковская Т. Н. Выдвижение лидера среди старших школьников и его влияние на товарищей. — В сб.: Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973, с. 94—119.
14.Маслова Н. Ф. Педагог и малые группы школьников. — В сб.: Проблемы общения и воспитания / Под ред. X. И. Лийметса. Ч. 2. Тарту, 1974, с. 234—240.
15.Орн Ю. А. Оценка интерперсональных отношений учащихся как педагогическая проблема: Канд. дис; на эст. яз. — Тарту, 1975. — 243 с.
16.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., «Психология», учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: изд. Центр «академия»,2000г.-512 с.
17.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988, 297с.
18. Сидоренко Е. В.Методы математической обработки в психологии, 2001., с. 328
19.Социальная психология и социальное планирование, 1973. С. 84с.
20.Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. М., 1996.
21.Тутушкина М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 1997. С. 159-172.
22.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
23.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
24.Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников как инновационная проблема //Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников: Сб. Материалов научно-практической конференции молодых ученых.- М.: ИСМО РАО, 2006. –С. 165-172.
25.Энциклопедия психологических тестов: мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты /Под ред. А.Корелина. – М., 1997.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Диагностика межличностных отношений в группе
Введение
В настоящее время возрастает интерес практиков к исследованиям межличностных отношений в различных социальных группах, среди которых особое место занимают исследования межличностных отношений в малых группах. Накопленный теоретический опыт в системе межличностных отношений в малых группах требует практического использования.
Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между детьми дошкольного возраста и учащимися. Не менее важны взаимоотношения детей с педагогом. Для администрации большое значение имеет объективная информация о взаимоотношениях между учащимися и преподавателями.
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Многие известные ученые (Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.) внесли большой вклад в разработку проблем социальной перцепции, выявление механизмов и закономерностей межличностного познания. Несколько менее исследована проблема становления межличностных отношений и зависимости статуса членов группы от их умения оценивать структуру межличностных отношений в группе, именно поэтому мы решили в исследовании обратить внимание именно на этот вопрос.
Можно отметить, что тема лидерства в целом и неформального лидерства, в частности сегодня, более чем актуальна. Особенно этот вопрос становиться актуален в аспекте межличностных отношений детей разного возраста. Учитывая тот факт, что на разных возрастных этапах дети учатся взаимодействовать друг с другом, и то, что лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений межличностных в группе, мы сочли необходимым на практике рассмотреть проблему стиля лидерства и межличностных взаимоотношения в группах разного возраста – от дошкольного до юношеского возраста.
Проблемой изучения межличностных отношений занимались Розанова Л.В. изучая процесс моделирования влияния темпераментов на динамику межличностных отношений в малых группах, Петровский А.В., Ярошевский М.Г., изучая структуру межличностных отношений в группах и др. Следовательно, мы можем отметить, что проблема межличностных отношений уже достаточно изучена, но в силу того, что нет единого систематизированного исследования, рассматривающего стилей лидерства и межличностных взаимоотношений в группах разного возраста, это не уменьшает значимости и актуальности нашей работы.
Целью нашего исследования было изучение межличностных отношений в группе детей, подростков и юношей.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: диагностика межличностных отношений в группах разного возраста.
Гипотеза исследования: с учетом того, что было решено исследование проводить на группах разного возраста во взаимосвязи лидерскими качествами (что является одним из факторов межличностных отношений), наше исследование опиралось на предположение, что существует связь между межличностными отношениями в группах разного возраста и стилем лидерства в данных группах – дети, являющиеся лидерами группы, придерживаются коллегиального стиля лидерства и отношений, в то время, как дети со статусным положением отверженных и пренебрегаемых будут придерживаться либерального стиля лидерства и общения в группе.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и представить характеристику межличностных отношений в малой группе;
2. определить этапы становления и динамику межличностных отношений в группе;
3. провести эмпирическое изучение межличностных отношений в группе и проанализировать полученные результаты при помощи статистической обработки данных.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностические методики, статистическая обработка данных).
Методики диагностического исследования:
1.Социометрическое исследование для младших школьников, подростков и детей юношеского возраста;
- для дошкольников применялась методика "Выбор в действии".
2.Семантический дифференциал - для всех групп испытуемых.
3.Методика Т. Лири "Диагностика межличностных отношений" для выборки подросткового и юношеского возраста;
- для дошкольников и младших школьников использована методика "Два домика".
4.Методика диагностики стилей лидерства (А.Л.Журавлев), которая была видоизменена и преобразована с учетом возраста участников исследования.
База исследования: МДОУ №123 г Москвы, МОУ СОШ № 352 г. Москвы.