Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Специфика межличностных отношений в студенческой среде
ВВЕДЕНИЕ
Человек живет не один, а в обществе среди многих других людей и постоянно общается с ними. При этом люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений.
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).
Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития людей данного возраста, в данном случае 17 – 22 года; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности взрослого человека в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфики межличностных отношений в студенческой среде.
В качестве гипотезы мы предполагаем, что существуют особенности развития межличностные взаимоотношения в студенческой среде.
Для решения поставленных задач нами были использованы ниже перечисленные методы: ретроспективный анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области философии, психологии, педагогики, дефектологии и физиологии по проблеме исследования); теоретический анализ проблемы межличностных отношений и обоснование модели их формирования в группе; методика диагностики межличностных отношений Тимоти Лири, Метод «Пульсар».
Теоретические основы нашей работы во многом определились под влиянием фундаментальных исследований отечественных психологов и дефектологов: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И.Крупнов, Н.М.Пейсахов, Н.И.Рейнвальд, Е.Ф.Рыбалко, Е.И.Степанова, и др.), В зарубежной психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. X. Блэлок и Г. Уиткин разрабатывали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиориального подхода. Изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан и др. Исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности осуществляли Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт и др. В работах У. Дуаза, Г. Джерарда и М. Хойта, Г. Тэджфела, Д. Тернера и др. выявлены механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой. Проблема межличностных отношений в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С. Милгрема, С. Московиси, Ф.Шамбо, М. Шоу и других авторов. Проблему социально-психологического воздействия наличность в условиях межличностного общения рассматривали Э.Аллинг, М. Бергер, С. Крипнер, С. Ледер, Х.Миккино, К. Рудестам, М.Столлер, М. Форверг и др. Особое внимание уделяется проблеме межличностной привлекательности, исследование которой представлено в работах Е. Аронсон, Е. Бершильд, Л. Ли, К. Либертан, Л. Пеплоу, Е.Уолстер и др. С. Дак в своих работах по социальной психологии уделял значительное внимание взаимоотношениям людей, Б.Т. Джонсон и А.Х. Игли занимались изучением причин проявления агрессивности в отношениях между людьми, А. Фейнгольд придавал большое значение анализу межличностных взаимоотношений, Р. Хоган, Г. Дж. Курфи, Дж. Хоган анализировали проблему лидерства в межличностных отношениях, Д.К. Симонтон изучал влияние уровня интеллекта на характер общения между людьми, X. Ким, С.М. Фалбе, Г. Юкл разрабатывали проблемы субординации в межличностных отношениях. Большой вклад в осмысление особенностей межличностного общения внесли теория структурного баланса (Ф.Хайдер), теория коммуникативных актов (Т. Ньюком), теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум), теория каузальной атрибуции (Э.Джонс и К.Девис) [7]. Привлекают внимание исследования, выполненные в русле теории привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт), согласно которой в результате интериоризации отношений с объектом первичной привязанности (сначала мать, затем педагог, а в дальнейшем сверстник, возлюбленный и т.д.) складываются устойчивые формы, межличностные взаимоотношения.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалёва, Л.С. Выготского, Р.В. Габдреева, Л.Я. Гозмана, Е.И. Головаха, И.Н. Горелова, В.В.Знакова, Я.Л. Коломинского, И.С.Кона, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.П. Левкович, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, В.Г. Леонтьева, А.Е. Личко, B.C. Мерлина, В.И.Моросановой, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.М. Погольша, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, А.А. Ухтомского, К.Д. Шафранской, Д.Б. Эльконина, В.В. Юстицкого, В.А.Ядова и др.
В 60-е - 80-е гг. в отечественную науку начинают активно внедряться идеи гуманистической психологии, что интенсифицировало «личностную» тематику и презентировало субъектную парадигму в качестве основной методологической базы исследования. Наиболее значимый вклад в исследование личностных составляющих межличностного взаимодействия внесли отечественные учёные К.А.Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Н.А.Батурин, И.В.Дубровина, И.А. Зимняя, В.П.Зинченко, А. Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, И. Н. Семенов, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский и другие.
Цель данной работы – рассмотреть и всесторонне изучить межличностные отношения в студенческой среде, как один из главных факторов формирования личности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. изучить проблемы межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологии;
2. охарактеризовать основные подходы к исследованию межличностных отношений в студенческой среде;
3. выявить факторы межличностных отношений в студенческой среде;
4. провести экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений в студенческой среде;
5. в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследованию
Объектом исследования является процесс развития межличностных отношений у студентов.
Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений у студентов.