Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы работы. Феномен нравственной зрелости личности аккумулирует в себе и адекватно выстроенную иерархию ценностных ориентаций, и понятие долга, и способность к ответственности, и мировоззренческую устойчивость. Нравственность в целом отличается многогранностью – именно поэтому формирование зрелости в данном отношении часто связано с особенностями личностного роста, спецификой возрастных качеств и общепсихологическими свойствами конкретного человека. Духовное развитие и нравственная зрелость, являясь во многом сходными понятиями, всегда приводят человека к умению оценивать себя с разных сторон, к осознанию собственных жизненных задач и ценностей, к очевидной личностной взрослости, влияющей на позитивность взаимоотношений к окружающими и на отсутствие выраженных внутренних конфликтов. Вместе с тем формирование нравственной зрелости отличается временной продолжительностью и часто сопряжено с преодолением препятствий, разнообразными модификациями и кризисами. Духовность и нравственность, мораль и самосовершенствование, безусловно, будучи особыми социально-психологическими феноменами, отличаются хрупкостью и формируются с определенной степенью сложности.
На уровень нравственной зрелости влияет много разных факторов – как и на процесс ее формирования в целом. Среди таких факторов выделяется феномен аддикции, т.е. навязчивой потребности человека в конкретном виде деятельности. Чаще всего встречается алкогольная и наркотическая зависимости, но на сегодняшний день (с учетом технического прогресса) фиксируется и новый вид аддикции – зависимость от компьютера и Интернета. Компьютерная и Интернет-зависимость как одно из проявлений отклоняющегося поведения, представляющее угрозу для общественного и личного благополучия, приобретает в последнее время признаки социальной болезни. Особенно интернет-аддикция проявляется в подростковом возрасте и на этапе ранней зрелости: именно ему следует уделить первостепенное внимание в нашем исследовании, поскольку духовное развитие и приход к нравственной зрелости осуществляется в рамках 18-30 лет. Молодые люди на сегодняшний день вынуждены уметь пользоваться интернетом и большинством компьютерных программ – у многих это связано с работой или учебой, кроме того, они пытаются соответствовать социально-культурному контексту общей жизнедеятельности современного социума. Однако пространство интернета быстро затягивает, предлагая каждый день новую информацию, возможность отдыха или быстро выполненного задания – на этой основе у многих пользователей и формируется .............
Глава 1. Теоретические аспекты психологического феномена нравственной зрелости и ее модификации при Интернет-аддикции
1.1. Психологическая сущность понятия нравственной зрелости и духовного развития в возрасте 18-30 лет
Современный этап развития общества характеризуется стремлением к решению проблем экономики, политики и устранению военных конфликтов. Это негативным образом сказывается на устойчивости социальных связей и общем уровне нравственности. Следствием такого нарушения является потеря единства внутреннего мира личности, повышение степени ожесточенности целого общества. В этой связи главной задачей становится задача обретения нравственной зрелости, решение которой неразрывно связано с духовным развитием и разумом, с ценностями конкретной личности и чувством ответственности за сохранение моральных основ общества. Нравственная зрелость является своеобразным фундаментом в процессе решения этой сложнейшей задачи. Отметим, что понятие нравственности имеет свое начало в слове «нрав», что в переводе на латынь означает мораль. Таким образом, нравы – это нормы, общие критерии, принятые в свое время обществом и до сих пор являющиеся показателем адекватности поведения человека, правильности его поступков. В связи с этим нравственнаязрелость представляет собой одну из форм общественной нравственности, одно из доказательств следования целого социума принятым нормам.В психологии нравственного развития и нравственной зрелости традиционно выделяют два основных принципа, лежащих в обосновании критериев нравственной зрелости: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип заботы, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку. Нормативный когнитивно-структуралистский подход провозгласил ведущим принципом нравственного поведения принцип справедливости и сосредоточил внимание на изучении когнитивной составляющей нравственной зрелости в исследованиях Ж.Пиаже, Л.Кольберга.Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К.Гиллиган, где принцип заботы, эмпатичсская ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим. ...........