Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста обусловлена несколькими причинами. В первую очередь следует отметить, что младший школьный возраст это период, значимый с точки зрения освоения социальных норм, требований, стереотипов и представлений, т.е. социализации в различных ее аспектах. В частности, активно протекает процесс половой социализации, в рамках которого происходит формирование гендерной идентичности ребенка, системы полоролевых установок, гендерных норм поведения и т.д.
При этом анализ литературы позволяет говорить о недостатке исследований в области половой социализации в детском возрасте, в частности, в период младшего школьного возраста. Во многом данная ситуация связана с тем, что долгое время тема детской сексуальности, гендерного развития игнорировалась, а младший школьный возраст считался латентным с точки зрения сексуального развития. В то же время результаты эмпирических исследований убедительно доказывают, что младшие школьники открыты для восприятия гендерных норм поведения, процесс половой социализации не останавливается.
С учетом имеющихся данных особый интерес вызывает вопрос факторов половой социализации детей младшего школьного возраста. В частности, остается недостаточно раскрытой роль семьи. Несмотря на то, что ребенок поступает в школу и круг его общения расширяется, семья продолжает занимать ведущее место как агент социализации. Однако сегодня, в силу указанных выше причин, недостаточно данных, раскрывающих значение семейного фактора.
...........
Глава 1. Половая социализация личности как объект психологического исследования
1.1 Понятие социализации
Проблема социализации является объектом изучения многих наук, в частности, философии, социологии, психологии и т.д. Впервые понятие социализации было использовано американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в работе «Теория социализации», вышедшей в 1887 году, в которой под социализацией понималось «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» .
В психологии проблема социализации индивида является одной из ключевых, поскольку рассматривается в связи с такими психологическими процессами как формирование личности, адаптация индивида в социальной среде, соотношение индивидуальных и личностных черт и т.д. При этом в современной психологии разработан целый ряд подходов к понятию социализации. Например, Так, Т.Парсонс и Р.Мертон характеризуют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Таким образом, фактически социализация раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливают сущность социализации Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода. ..........