Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Стимулирование полоролевой социализации детей младшего школьного возраста в условиях неполной семьи(отцовской семьи)
Введение
Проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семей, являются для нашего общества актуальными. По данным Демографического ежегодника 1994 г., количество разводов неуклонно растет, в результате чего в неполных семьях ежегодно остается более полумиллиона детей; более трети разводов по продолжительности расторгаемых браков совершается фактически в фазе адаптации; количество разводов среди городского населения вдвое превышает количество разводов среди сельского (при этом городское население в стране составляет 73%). Ежегодно более 18% детей (от общего числа появившихся на свет) рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Последние несколько лет в нашей стране смертность среди населения превышает рождаемость. Последствия этих тенденций и явлений представляют собой потенциальную угрозу обществу как социально-демографического и экономического, так и этико-психологического плана. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию детей младшего школьного возраста, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола.
Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью процесса воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений младшего школьника в организации деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями.
Проблематика социализации личности затрагивалась представителями таких наук, как философия, психология. Также существенный вклад в развитие и разработку проблем социализации внесли представители социальной педагогики. Фактический материал и наработанные методики по решению данной проблемы нашли отражение в работах таких специалистов, как Мудрик А.В., Галагузова М.А., Мардахаев Л.В., Мустаева Ф.А, Никитина Л.Е. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы, полоролевая социализация остается стихийным, плохо управляемым процессом, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания личности ребенка в ходе полоролевой социализации оптимальным образом. Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют продолжения исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации детей младшего школьного возраста, что обусловливает актуальность выбранной темы. Данная проблема недостаточно широко и полно разработана в теории социальной педагогики, в связи с этим необходимо вырабатывать и развивать новые тенденции, динамику, факторы, от которых зависит процесс становления и ориентации на положительную полоролевую социализацию. Также можно сделать вывод о том, что общество нуждается в тех компетентных специалистах – социальных педагогах, - которые могли бы в той или иной мере урегулировать сложившуюся ситуацию в структуре семейных отношений.
Объект исследования – социализация детей младшего школьного возраста в семье.
Предмет исследования – полоролевая социализация детей младшего школьного возраста в условиях неполной отцовской семьи.
Цель исследования – выявить и обосновать основные компоненты полоролевой социализации детей младшего школьного возраста в условиях неполной отцовской семьи.
В соответствии с целью дипломной работы определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие и определить сущность полоролевой социализации ребенка.
2. Дать характеристику и выявить основные проблемы неполных семей.
3. Выявить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
4. Определить роль отца в процессе полоролевой социализации детей младшего школьного возраста из неполной семьи.
5. Рассмотреть развитие личности детей в неполной семье.
Гипотеза исследования: Дочери младшего школьного возраста из неполных отцовских семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Сыновья младшего школьного возраста из полных отцовских семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.
Методы исследования:
1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992
2. Тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, 1992 год
3. Проективная методика «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.
4. Методика «Чего не хватает» Р.С. Немова.