Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование роли семьи в социализации детей и подростков 6
1.1. Концепции, парадигмы, теории и подходы в исследовании социализации в семье 6
1.2. Понятийно-категориальный аппарат 18
1.3. Исторический аспект 30
Глава 2. Социализация детей и подростков в семье 34
2.1. Социализация детей и подростков как объект социологического исследования 34
2.2. Проблемы семьи в социализации детей и подростков 38
2.3. Эмпирическое исследование процесса социализации в семье 45
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 64
Список литературы
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.
2. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Изда¬тельский Дом «БАХРАХ-М» - 2000. – С 471 – 487.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
4. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 86 - 92.
5. Большой толковый социологический словарь. Том 2. Пер с англ. - М.: Вече, 1999. – 528 с.
6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 216 с.
7. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 61-73.
8. Волков Ю.Г, Добреньков В.И, Кадария Ф.Д, Савченко И.П, Шаповалов В.А. Социология молодежи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.
9. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петропо¬лис», 1998. —272 с.
11. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. - 1995. - № 10. - С. 95-99.
12. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — 2-е изд., исп. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 296 с.
13. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи индивида // Социологические исследования. – 2008. - № 9. - С. 102 - 109.
14. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. — М.: ИНФРА-М, 2005. - 1040 с.
15. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 10: Гендер. Брак. Семья. — М.: ИНФРА-М, 2006. - 1094 с.
16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жиз¬ни. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 1094 с.
17. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 3: Методика и техника исследо¬вания. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 932 с.
18. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
19. Зритнева Б.И. Социология семьи. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 150 с.
20. Ковалёва А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. - № 1. – С. 109 – 115.
21. Кон И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
22. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
23. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние положения семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. - 2006. - N 1. - С.103-113.
24. Лялюгене И.Ю., Рупшене Л.А. Влияние трудовой миграции родителей на социализацию подростков // Социологические исследования - 2008. - № 1. - C. 65 - 69.
25. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и мето¬дики. - М.: Наука, 1989. - 116 с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
27. Орлова Н.А. Жизненные стратегии неблагополучных семей в регионах России / Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – С. 149 – 162.
28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
29. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
30. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004 – 416 с.
31. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
32. Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; Научный редактор перевода Д.М. Рогозин. - М.: Институт Фонда «Общест¬венное мнение», 2002. - 382 с.
33. Сикевич 3.В. Социологическое исследование: практическое руководство. — СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
34. Социология семьи / Под ред. проф. А.И. Антонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 640 с.
35. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколов, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.
36. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // // Социологические исследования. – 2003. - № 11. – С. 137 – 141.
37. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
38. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 367 c.
39. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 608 с.
41. Черняк Е.М. Социология семьи. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпо¬рация «Дашков и К0», 2003. — 238 с.
42. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. — М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. — М.: Изда¬тельская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
44. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт ком¬плексного междисциплинарного исследования / Колл. монография / Под ред. Е.Г. Слуцкого.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 734 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль семьи в социализации детей и подростков
Введение
Актуальность темы исследования. Понятие социализации является одним из центральных в различных социальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, политологии. Проблема социализации личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации.
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, харак¬теризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жиз¬ни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверст¬никами) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
Исследованием этого процесса занимались такие учёные, как З.Фрейд, Э. Эриксон, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, Р. Мертон, П. Сорокин, У.Джеймс, Дж Мид и другие.
И.С. Кон указывал, что нет практически ни одного социального аспекта поведения детей и подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В семье формирование поведения ребенка происходит, в основ¬ном, двумя путями: через усвоение непосредственно сообщаемых ему правил - норм поведения («готовые рецепты») и через наблюде¬ние за существующими моделями взаимоотношений в семье ме