Выдержка из работы:
Введение
Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие отражательные и регуляторные функции. До сих пор отсутствует общепринятая единая психологическая теория эмоций. Наибольшие успехи в теоретической разработке данной проблемы достигнуты «деятельностным» направлением. Важность изучения эмоциональной сферы младших школьников состоит в том, что эмоции тесно связаны со многими психологическими процессами, такими как воля, восприятие, воображение, память, мышление, способствующими успешной адаптации и социализации детей в обществе. Одной из высших психических функций является воля – способность ребёнка принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Среди детей, которые страдают расстройством поведения, специалисты выделяют особую группу с незначительными функциональными отклонениями со стороны центральной нервной системы. Необходимость изучения психической сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности(далее - СДВГ) обусловлена ростом отклонений в поведения среди учащихся начальной школы. По данным медицинских карт 10 человек из параллели 3-х классов (1%) от общего числа учащихся, имеющих синдром СДВГ, нуждаются в коррекционной помощи психолога. В связи с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы такие дети создают проблемы для себя, других детей и взрослых.
............
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоций
1.1 Понятие эмоционально-волевой сферы
ВПсихологическом словаре [7] утверждается, что эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций, для осуществления его жизнедеятельности.По нашему мнению данное определение не полно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличия от познавательных процессов, а именно: не отражена связь эмоций с бессознательной сферой; б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности человека) в) специфика их возникновения; г) закономерности их функционирования и др.
Не менее важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных явлений. Как указывает А.Н. Леонтьев [16] общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции не исчерпывает всё разнообразие эмоциональных явлений. В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по всей видимости, самые различные, такие как характер потребностей (витальные, базальные - социальные, не базальные), их уровень (элементарные – сложные), их знак (положительные – отрицательные), их связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением и пр.), их связь с опытом (врождённые –приобретённые), степень осознанности эмоций (осознанные –не осознанные), отношение к состоянию активации (активирующие – успокаивающие), их объект (направленные «на себя» - направленные «вовне»), их длительность (краткие – длительные), их интенсивность (сильные-слабые), их отношение к деятельности (ведущие- не ведущие). .........