Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Решение задач формирования гармоничной личности возможно при комплексном системном подходе к воспитанию, образованию и развитию подрастающего поколения. Музыкальное воспитание занимает одно из центральных мест в системе эстетического формирования личности ребенка, в повышении уровня его творческих ресурсов и в общей гармонии мировосприятия. При посещении музыкальных занятий у детей происходит становление художественного восприятия и мышления, осуществляется расширение познавательного кругозора, закладываются основы эмоциональной саморефлексии. Поэтому особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте эмоционально-волевого развития личности. Принципы развивающего обучения, личностно-ориентированный подход в психологии и современные ФГОС обусловливают ценность формирования индивидуальных способностей и возможностей, что реализуется при проведении музыкальных занятий на уроках и во внеурочное время. В связи с этим следует отметить, что влияние музыкальных занятий уже длительное время признается позитивным в сфере динамики эмоций и произвольности у младших школьников, ведь именно на этом возрастном этапе начинают ускоренно формироваться психические процессы. По выражению Б. М. Теплова, музыка становится «эмоциональным познанием» и дает особые возможности для развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития разного рода способностей: ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится к самостоятельности и самовыражению, поэтому эффективным средством развития волевых качеств в совокупности с эмоциональными ресурсами являются музыкальные занятия.
............
Глава 1. Теоретические основы изучения развития волевых качеств у младших школьников в условиях учебных занятий музыкальной деятельностью
1.1. Понятие и общая характеристика воли в психологии
Воля, как одно из важнейших понятий психологической науки,трактуется в качестве способности человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением[51, с. 186]. Поэтому воля признается одной из высших психических функций, основным регулятором поведения человека. Будучи активным процессом формирования реакций и принятия решений, воля противоположна пассивному неосмысленному поведению, т.е. слабости. Характеризуя кратко терминологическую историю воли, можно обратиться к философии, где воля оценивалась в статусе разумной способности человека к морально-нравственному самоопределению и осознанию причин и основ своего поведения. Впоследствии понятие воли было переведено в сферу психологии и неврологии, где значимость его морально-нравственного аспекта была существенно снижена – воля определяется в основном как функция психики. При этом воля по-прежнему относится к высшим психическим функциям человека, что не может не оказывать влияния и на самоконтроль в морально-нравственной сфере.
В общем смысле воля – это способность человека к сознательнойсаморегуляции, она требуется человеку для принятия любых решений и совершения любых поступков. Поэтому ключевым элементом волистановится осознанный акт принятия решения. Нередко волю изучают в связи с понятием свободы, которое относится к глоссарию экзистенциальной психологии – воля и свобода близки между собой в процессе принятия решения, который предполагает условный отрыв от реальности, обращение к собственным ценностям и установкам, апеллирование к логике с целью возможности прогнозирования последствий поступка. Обобщенное философско-психологическое определение сущности воли дает С.Л. Рубинштейн: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия»[52, с. 173]. Комментируя определение, можно отметить, что оно отделяет само понятие воли от семантически близких ему желания и мотивации. Кроме того, данная формулировка отражает наличие осознанной цели, иллюстрирует ситуацию соизмеримости цели с мотивом. Так, если они совпадают, к примеру, в сознании личности, то можно говорить об умении человека полностью контролировать собственную деятельность, вне любого оттенка аффекта. Иногда в своих исследованиях ученые-психологи объединяют волю (как функцию психики) и способность человека достичь поставленной цели: «Воля – сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…» [41, с. 48]. Психологическая, философская трактовки воли предполагают и социологическое объяснение специфики данного феномена. Так, социолог Ф. Н. Ильясов характеризует волю в качестве способности «субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка» [36, с. 17].
.....