Выдержка из работы:
Введение
Актуальность. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвидимого, скрытого, требующего все более глубокого познания мира. Чтобы совершать открытия в процессе познания мира, человек должен обладать способностью нестандартно мыслить, творчески подходить к решению возникающей проблемы.
Поэтому в настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача развития активной творческой личности, способной преобразовывать окружающий мир, создавать материальные и духовные ценности и работать над своим самосовершенствованием. Она закреплена законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. В этих документах отмечается необходимость опоры на развитие познавательных способностей обучающихся и их личностных качеств.
Особое внимание развитию мышления в целом и математического в частности уделяется в начальной школе, потому что именно на этом этапе жизни ребенка, как отмечают выдающиеся ученые Л. В. Занков, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин, закладывается интеллектуальный потенциал ребенка, развиваются познавательные интересы и учебная активность.
Исследования многих отечественных ученных и зарубежных психологов (Р.А. Атаханов, Т.В. Андрюшина, О.И. Галкина, И.П. Истомина, Ж-М.Х. Кадаяс, И.Я. Каплунович, Е.Ф. Рыбалко, П.А. Сорокун, и др.) показывают необходимость целенаправленного развития математического мышления для достижения наилучших результатов обучения.
..............
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТОВ
1.1 Психолого-педагогические основы математического мышления младших школьников
Заглянуть за границу чувственного восприятия окружающих нас предметов и явлений нам помогает мышление - «высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованно речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях» [18,С.206].
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают такие виды мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, эмпирическое, теоретическое и др. Особое место в этом списке, на наш взгляд, занимает математическое мышление.
Теоретический анализ литературы показывает, что в психологии существует несколько значений термина «мышление». Так, А.В. Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [16]. О.П. Морозова, утверждает, что «мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации, и получение результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний» [12] И.В. Дубровина и др. определяют мышление как «процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира» [2].
...........