Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ответы по кандидатскому экзамену "История и философия науки"
Наука — как часть духовной культуры человечества, сис¬тема достоверного знания о мире, обществе и человеке, один из социальных институтов — приобрела совершенно особое значение в жизни современного общества, в развитии земной цивилизации. Ее справедли-во считают производительной си¬лой общества, благодаря воздействию которой радикаль-но и необратимо изменился характер производства, образ жизни и быт людей, их духов-ный мир, весь облик планеты.
Философия глубоко интересовалась природой знания и способами его получения с самого своего возникновения. По существу, теория познания (гносеоло¬гия) — сердцевина древ-нейших философских концепций. У истоков современной философии науки стояли такие гиган¬ты, как Платон, Аристотель, Декарт, Ф. Бэкон, Локк, Лейб¬ниц, Юм, Кант, Гегель и др. В XIX—XX вв. философское ис¬следование науки, научного познания получило новый Мощный импульс благодаря особой, беспрецедентной роли, которую стала играть наука в жизни общества, а также в связи с возникшими в ней революционными и, соответственно, кризисными процессами, резким изменением самого харак¬тера познавательных процедур, крушением некоторых пре¬жних методологических принципов и мучительным, проис¬ходящим в непрерывной борьбе, становлением новых.
Непосредственно к предмету философии науки некоторые специалисты относят, напри-мер, «общие закономерности и тенденции научного познания», обращая при этом особое внимание на необходимость учета широкого социокультурно¬го контекста. По-видимому, характерным, отличительным признаком «философичности» подхода к изучению феноме¬на науки является особый акцент на анализе наиболее важ¬ных, базисных ее понятий (кате-горий). Так, собственно фи¬лософской проблемой является вопрос: «Что значит знать?» И, соответственно, внимания философа науки заслуживают такие понятия, как: проблема, гипотеза, теория, факт, объяс¬нение, доказательство, причинность, объективность, науч-ный закон, истина и т. п.
Важным показателем того, что некоторое исследование действительно относится к облас-ти философии науки, явля¬ется непосредственная причастность к нему одной из при¬знанных философских школ (направлений). В условиях со¬временной «постнеклассиче-ской» науки, в обстановке сложного, противоречивого, «нелинейного» ее развития как не-что вполне естественное и нормальное воспринимается од¬новременное существование весьма различных, конкурирую¬щих между собой методологических концепций. Одним из важных начал в современной философии науки был логический позитивизм (Л. Витген-штейн, Б. Рассел и др.) с его иде¬ей опоры на непосредственные чувственные данные, «прото¬кольные факты» в качестве действительно надежного основа¬ния всего научного знания. Затем вышли на арену другие, более корректные формы позитивизма, а также принципиаль¬но иные методологические проекты. К. Поппер, например, предложил инте-ресный критерий демаркации (отделения на¬учного от ненаучного знания) — принцип фальсификации, принципиальной возможности опровержения выдвигаемых наукой поло-жений. И. Лакатос представил свою схему взаи¬модействия и конкуренции научных гипо-тез и теорий («ис¬следовательских программ»), предположив, что результат конкуренции зависит от того, как с течением времени будут соотноситься эти программы с точки зре-ния их способности предсказывать новые факты и подтверждаться неожиданно возни-кающими фактами.