Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Нарратив как средство организации внутреннего опыта личности 6
1.1. Подходы к изучению нарратива 6
1.2. Нарратив в психологии и психотерапии 9
1.3. Сущность и методы анализа психотерапевтического нарратива 12
Глава 2. Эмпирическое исследование психотерапевтического нарратива 21
2.1. Организация и этапы исследования 22
2.2. Объективация неосознаваемого жизненного сюжета в рассказах о любви……………………………………………………………………………..24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Список использованной литературы
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. – М.: Ad Marginem, 1999. – 432 с.
3. Барт Р. S/Z. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 232 с.
4. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 304 с.
5. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – №3 – С. 29-42.
6. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. – 1993-4. – № 3-4 – С. 34-43.
7. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
8. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Интрада, – 1998. – 256 с.
9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, – 1996. – 215 с.
10. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. – К.: Ваклер, 1999. – 282 с.
11. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. – 352 с.
12. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – №5. – С. 97-103.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер, 1999. – 752 с.
14. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Класс, 1998. – 368 с.
15. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. – М.: Класс, 2000. – 256 с.
16. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. – М.: Класс, 2000. – 464 с.
17. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 96 с.
18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 115 с.
19. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 348 с.
20. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высшая школа, 1996. – 623 с.
21. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: Александра, 1992. – 242 с.
22. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». – СПб.: Белый кролик, 1995. – 352 с.
23. Люборски Л. Люборски Э. Объективные методы измерения переноса // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 19-30.
24. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 1998. – 480 с.
25. МакДугалл Дж. Тысячеликий эрос. – СПб.: Б&К, 1999. – 278 с.
26. Мэй Р. Любовь и воля. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 384 с.
27. Психоанализ детской сексуальности / З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др. – СПб.: Союз, 1997. – 223 с.
28. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юрист, 1995. – 623 с.
29. Психоаналитические термины и понятия: Словарь. – М.: Класс, 2000. – 304 с.
30. Психотерапия – что это? Современные представления. – М.: Класс, 2000. – 432 с.
31. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. – М.: KAMI, 1995.
32. Риман Ф. Основные формы страха. – М.: Алетейа, 2000. – 336 с.
33. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.
34. Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология.. – М.: Класс, 2002. – 272 с.
35. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. – СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. – 347 с.
36. Сэмуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. – М.: ЧеРо, 1997. – 416 с.
37. Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск: Пропилеи, 2000. – 200 с.
38. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. – 1040 с.
39. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. – М.: Класс, 2001. – 368 с.
40. Фромм Э. Мужчина и женщина. – М.: АСТ, 1998. – 512 с.
41. Хелл Д. Ландшафт депрессии. – М.: Алетейа, 1999. – 280 с.
42. Хиллман Дж. Архетипическая психология. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 157 с.
43. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 181 с.
44. Хорни К. Самоанализ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 448 с.
45. Шапиро Д. Невротические стили. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. – 176 с.
46. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия. Том 2
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Нарративная работа личности в ситуации психической травмы.
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию объективации неосознаваемых жизненных сюжетов личности в психотерапевтическом нарративе.
роцесс психотерапии схематически можно представить следующим образом: пациент (клиент) рассказывает психотерапевту истории из своей жизни – прошлой и настоящей, участниками которой могут быть его родственники, друзья, коллеги, то есть повествует о реальных эпизодах из своей жизни. В последнее десятилетие в зарубежной психоаналитической литературе звучит призыв интерпретировать подобные истории как нарратив. Как отмечают Е.С.Калмыкова и Э.Мергенталер, в психотерапевтической беседе именно посредством нарратива человек может передать свои важнейшие фрустрирующие и вдохновляющие переживания, используя его выразительные возможности для отреагирования аффекта, а также для структурирования собственного опыта.
Исследования нарратива становятся все более актуальными в отечественной психологии (Н.В.Чепелева, Л.Ф.Яковенко, О.А.Зарецкая). В современных исследованиях исходной точкой интереса к нарративу явилось понимание того, что повествовательная форма – и устная, и письменная – составляет психологическую, лингвистическую, культурологическую и философскую основу стремлений людей прийти к соглашению с природой и условиями существования. По мнению Й.Брокмейера и Р.Харре, мы с детства окружены повествованиями, имеем неограниченную потребность в них, причем не только в самих рассказах, но и в их бесконечных повторениях. Взрослея, мы просто привыкаем к широкому репертуару сюжетных линий, врастая в культурный канон нарративных моделей. Таким образом, нарративы представляют собой формы, внутренне присущие нашим способам получения знания, структурирования восприятия мира и упорядочивания личного опыта.
На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается и конституируется с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. Культурные традиции предоставляют запас сюжетов, которые могут быть использованы для организации событий жизни в истории, посредством же рассказывания этих историй «мы конструируем себя в качестве части нашего мира». Как было показано Р.Бартом во «Фрагментах речи влюбленного», не только автобиография становится нарративом, но и максимально значимый элемент этой биографии – история любви – также объективируется в качестве нарратива.
В психоаналитической теории отношения любви рассматриваются как наиболее важные объектные отношения для зрелой взрослой личности, а выбор объекта любви в наибольшей степени зависит от социально-психологического опыта человека, приобретенного им в раннем детстве. Так, О.Кернберг считает, что бессознательная основа отношений любви определяется содержанием и динамикой основных стадий развития интернализованных объектных отношений, а «поиск эдипова объекта естественным образом присущ всем любовным отношениям».
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью разработки теоретических и методологических основ анализа психотерапевтического нарратива. Во-вторых, актуальной оказывается проблема исследования объективации в психотерапевтическом нарративе неосознаваемых аспектов объектных отношений индивида. В-третьих, актуальна проблема понимания интрапсихических причин, препятствующих личности достичь способности к зрелым отношениям любви.