Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению трансформации влечений в психоанализе 5
1.1. Влечение и его характеристики 5
1.2. Психоаналитическая теория влечений 10
1.3. Психические процессы, обусловленные трансформацией влечений 16
Глава 2. Эмпирическое исследование трансформации влечений в психоанализе 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования 26
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 46
Список использованной литературы
1) Алейникова Т. В. Психоанализ: Учеб. пособие / Т. В. Алейникова ; Ред. П. Н. Ермаков . ─ Ростов н/Д : Феникс, 2000 . ─ 352 с.
2) Гуревич П. С. Психоанализ: учебное пособие для вузов. ─ М. : ЮНИТИ, 2007 . ─ 479 с.
3) Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа / Е. В. Змановская . ─ СПб. : Речь, 2005 . ─ 335 с.
4) Знаменитые случаи из практики психоанализа: Сборник / Перекл. А. А. Юдин . ─ М. : REFL-book, 1995 . ─ 288 c.
5) Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Серия "Образовательная библиотека". – М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер". 2001. – 352 с.
6) Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис ; Перекл. Н. С. Автономова . ─ М. : Высшая школа, 1996 . ─ 624 с.
7) Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
8) Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. –688 с.
9) Лоуренс Д. Г. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность. ─ Пер. с англ. ─ М.: ЭКСМО, 2003 . ─ 480с.
10) Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Пер. с англ. / Н. Мак-Вильямс. ─ М. : Класс, 2003 . ─ 480 с.
11) Ницше Ф. Афоризмы и изречения / Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 688 с.
12) Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 46 — 52, 182 — 193, 206 — 220.
13) Отечественный психоанализ / уклад. В. М. Лейбин ; под общ. ред. В. М. Лейбина. ─ СПб.: Питер, 2001 . ─ 448 с.
14) Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура, Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 304 с.
15) Психологический словарь/Под общей науч. Ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА Пресс Образование, 2007. – 800 с.
16) Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. ─ Самара : Бахрах-М, 2005 . ─ 640 с.
17) Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995.
18) Романин А. Н. Психоанализ : Курс лекций. ─ М. : Кнорус, 2005 . ─ 224 с.
19) Сандлер Дж. Пациент и психоаналитик: The patient and the analyst: пер. с англ.: основы психоаналитического процесса / Дж. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер . ─ М. : Когито-Центр, 2007 . ─ 256 с.
20) Соколов Э. В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект. ─ СПб.: Лань, 1999 . ─ 320 с.
21) Старовойтов В. В. Современный психоанализ и здоровье человека // ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ: науч. образовательный просветительский журн. 2006. № 12. ─ С. 33-52.
22) Старовойтов В.В. Развитие Эго психологии в трудах Анны Фрейд // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2004.
23) Схалквайк Ф. На кушетке у психоаналитика: Шесть клинических случаев; Пер. с нидерланд. О. Франтовой, науч. ред. Н. Кигай . ─ М. : Независимая фирма "Класс", 2005 . ─ 208 с.
24) Терапевтические факторы в психоанализе. Под ред. А. Казанской. – М.: Когито-Центр, 2007. – 206 с.
25) Тест Сонди. Практическое руководство; Николаев В.И.; Когито-Центр; 2007 г.; 2000; 149.
26) Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ, т.1. М., 1996, с.190.
27) Фанти С. Д. Микропсихоанализ: пер. с фр. / С. Д. Фанти ; пер. Н. Шостакова . ─ М. : Центр психологии и психотерапии, 1997 . ─ 400 с.
28) Фрейд А. Введение в детский психоанализ. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.
29) Фрейд А. Детский психоанализ. ─ СПб. : Питер, 2003 . ─ 477 с.
30) Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд . ─ 2-е изд., перераб. ─ М. : СГУ, 2007 . ─ ( 528 с. ) .
31) Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
32) Фрейд З. Влечения и их судьба //Интерес к психоанализу. - Минск, 2004.
33) Фрейд З. Воспоминание детства Леонардо да Винчи. Рига, 1990.
34) Фрейд З. Интерес к психоанализу : Сборник / З. Фрейд ; Пер. с нем. ─ Минск : Поппури, 2004 . ─ 592 с.
35) Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства //Тотем и табу. - М., 1997.
36) Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. – СПб.: Алетейя, 1999. – 224 с.
37) Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алетейя, 1999. – 252 с.
38) Фрейд З. Продолжение лекций по введению в психоанализ //Введение в психоанализ. Лекции. - СПб., 2002.
39) Фрейд З. Психоаналитические этюды . ─ Мн. : Попурри, 1997 . ─ 606с.
40) Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. М., 1989.
41) Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности //Психология бессознательного. - СПб., 2002.
42) Хорни К. Новые пути в психоанализе. ─ М.: Академический проект, 2007 . ─ 240 с.
43) Шмидт-Хеллерау К. Либидо и лета. СПб., 2002, с.183.
44) Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс; Пер. Л.О. Акопян. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Трансформация влечений в психоанализе.
Введение
Теория влечений является одной из ключевых в психоанализе. Она концептуально связана не только с метапсихологией (частью которой и является), но и с иными, теоретическими и практическими разделами, широко используясь в клинических и прикладных аналитических направлениях - теориях развития, лечения и терапевтической тактике, вопросах культуры, истории и многом другом. В конструкте психоаналитического учения место теории влечений вырисовывается достаточно четко - она находится в его фундаменте, являясь его неотъемлемой составной частью. И может быть поэтому, нет иной теории, вызывающей больше споров, разногласий и расколов в среде самих же психоаналитиков.
Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря ее связи с физическим». Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путем максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения - такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения - это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.
Цель исследования: изучение побудительных факторов личности, отражающих структуру бессознательного, как влечений и их трансформации.
Выборка исследования: эмпирическую базу исследования составили 21 человек в возрасте от 20 до 40 лет, 10 мужчин и 11 женщин. Выборка поделена на 3 группы, характеризующихся возрастной категорией по классификации Д. Бромлей: группа 1: 7 человек – от 18 до 21 лет (поздняя юность), группа 2: 7 человек – от 21 до 25 лет (ранняя взрослость), группа 3: 7 человек – от 25 до 40 лет (средняя взрослость).
Объект исследования: 21 человек в возрасте от 18 до 40 лет.
Предмет исследования: трансформация побудительных факторов личности (влечений).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение структуры бессознательной мотивации индивида позволит выявить сублимирование влечений как их трансформации.
Задачи исследования:
1) дать характеристику понятию «влечение»;
2) рассмотреть психоаналитические теории влечений;
3) охарактеризовать психические процессы, обусловленные трансформацией влечений;
4) провести эмпирическое исследование трансформации влечений в психоанализе.
Методы исследования: для оценки психологического статуса использовался тест восьми влечений Л.Сонди.