Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОС экзамену по менеджменту
1 Предмет науки управления
Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, тем не менее между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
«Менеджмент» — английское слово, в переводе оно означает «управление». Однако в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: «Я осуществляю менеджмент автомобиля». Мы говорим: «Я управляю автомобилем». Мы не говорим: «Они осуществляют менеджмент выплавки стали». Мы говорим: «Они управляют выплавкой стали».
Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях. Чаще менеджмент рассматривают по отношению к формальным организациям, к которым относятся, например:
• общество с ограниченной ответственностью «Иванов и сыновья»;
• компания «Газпром»;
• Министерство обороны;
• отдел народного образования городской администрации;
• патриархия Русской православной церкви;
• Российская академия государственной службы;
• ЮНЕСКО;
• парламент Великобритании.
Все это — организации, и они управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.
Слово «менеджмент» имеет вполне устоявшуюся практику употребления в английском языке. Словарь У. Коллинза дает два основных смысла этого слова:
• процесс управления (например: «Менеджмент в условиях неопределенности — очень сложное занятие»);
• группа людей, составляющих орган управления (например: «Менеджмент данной компании в основном состоит из выпускников столичного университета»).
Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова «менеджмент»:
• административные навыки и умение особого рода;
• искусство управления;
• способ обращения с людьми;
• орган управления и люди, его составляющие.
Современная практика употребления термина «менеджмент» в русском языке охватывает три его основных значения:
• процесс управления людьми в организациях;
• наука управления;
• орган управления и люди, его составляющие.
Специальный менеджмент рассматривает управление объектами с учетом их специфики, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент.
Специальный менеджмент может рассматривать также и управление специфическими процессами, ресурсами, уровнями или отдельные аспекты управления. Например, широко известны такие виды специального менеджмента, как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объектом общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объектом специального менеджмента являются особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).
Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Построение египетских пирамид, функционирование государства шумеров со сложной системой налогообложения, организация военных походов во времена Александра Македонского или в Древнем Риме были бы невозможны без соответствующих комплексных управленческих воздействий. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления.
11 Социально-психологические методы управления: формирование психологического климата, пути разрешения конфликтов, власть и лидерство, авторитет руководителя
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.
Основные достоинства метода:
1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
2)не требует крупных материальных затрат;
3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
1)подавляется инициатива, творческая работа;
2)отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
3)в крупных организациях:
а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците;
б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая система контроля.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются:
1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2)практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
2)трудно прогнозировать результаты.
Конфликт- это трудноразрешимое противоречие.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой
Внутриличностный конфликт - ролевой конфликт. Внутриличностный конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами Например, руководитель получает от вышестоящих начальников взаимоисключающие задания: один заместитель директора магазина требует от заведующего секцией реализовать данный товар, а второй - передать его в другую секцию.
Межличностный конфликт возникает обычно между людьми с разными чертами характера, взглядами и жизненными ценностями.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая возможность увеличения объема продаж, большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один утверждает, что такая практика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Межгрупповой конфликт это конфликт между подразделениями организации. Например, отдел сбыта, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путем увеличения затрат на производство, а производительный отдел предприятия, заботясь об эффективности, считает невозможным увеличение затрат.
М. Месяон, М. Альберт и Ф. Хелоури выделяют следующие причины:
1. Распределение ресурсов. Практически в любой организации ресурсы ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов и денег между различными подразделениями и группами.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует там, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы).
3. Различия в целях. Отдельные специализированные группы начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации.
4. Различия в представлениях и цепях
5. Различия в манере поведения и жизненном опыте
6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут служить причиной, следствием и катализатором конфликта.
28 Система управления как объект исследования
Исследование - это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает: распознавание проблем и ситуаций; определение их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основные из них:
методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
объект и предмет исследования. Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, существующая объективно и служащая источником необходимой для исследователя информации, предмет - конкретная проблема, решение которой требует проведения исследований;
тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
46 Современные информационные технологии управления
Система информационного обеспечения управления.
В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается прежде всего процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.
Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений.
Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи (связей), собственно информации.
Управленческие информационные системы последовательно реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путем применения технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов
Информационный процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации, в информационных системах унифицирован и базируется на электронно-вычислительной технике.