Содержание:
1. Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи 3
2. Бизнес-план: его основное содержание и области применения 4
3. Школы менеджмента: эволюция и современность 4
4. Анализ внешней и внутренней среды организации 6
5. Методы менеджмента: содержание, механизмы, области использования 7
6. Целевая система управления фирмой 8
7. Функциональная система менеджмента 9
8. Типовые схемы оргструктур аппарата управления 9
9. Элементы и параметры оргструктур управления 11
10. Кооперация и разделение труда в организации 12
11. Централизация и децентрализация управления организацией 13
12. Коммуникационные сети и процессы в организациях 14
13. Управленческий контроль как функция менеджмента 15
14. Стратегический менеджмент: понятие и классификация стратегий 16
15. Стратегический менеджмент: методы разработки стратегий управления 18
16. Нововведения в менеджменте и организационное развитие фирмы 19
17. Системная характеристика организаций 21
18. Принципы, законы и закономерность организаций 23
19. Инструментальные, органические, корпоративные, ассоциативные, сетевые организации 24
20. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 25
21. Инновационная деятельность: понятие и методы государственного регулирования 25
22. Особенности национального менеджмента в развитых странах 27
23. Проектирование организационных структур управления: методы, этапы, реализация проектов 27
24. Кризисы в развитии организаций 28
25. Содержание антикризисного управления 30
26. Методы принятия управленческих решений 32
27. Содержательные теории трудовой мотивации 33
28. Процессуальные теории трудовой мотивации 34
29. Понятие и элементы трудовой мотивации 35
30. Методология, организация и технология разработки управленческих решений 36
31. Основные средства организации: понятие, состав и структура 38
32. Амортизация основных фондов: сущность, показатели, методы начисления 39
33. Анализ эффективности использования основных фондов фирмы 41
34. Оборотные средства фирмы: общая характеристика, состав и структура 42
35. Инвестиции фирмы: виды, структура, общая характеристика 43
36. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий 45
37. Системы оплаты труда и их характеристика 45
38. Производительность труда на фирме: понятие, показатели 47
39. Себестоимость продукции (работ, услуг): понятие и методы группировки 49
40. Производственная программа предприятия: понятие, показатели, оценка выполнения 50
41. Классификация затрат в себестоимости 51
42. Ценовая политика фирмы, методы ценообразования их экономическая сущность 52
43. Прибыль предприятия: понятие, виды и методы расчета 53
44. Рентабельность: экономическая сущность, классификация и методы расчета 55
45. Критерии оценки финансового состояния предприятия 57
46. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 59
47. Определение доходности дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений 62
48. Методы государственного регулирования экономики 65
49. Заработная плата как цена труда. Методы государственного воздействия на уровень заработной платы 66
50. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами 68
51. Инфляция, проблемы ее учета в планировании и оценке деятельности предприятий 69
52. Ценные бумаги: их виды, стоимость, доходность 70
53. Методика факторного анализа 71
54. Налоговая система РФ и ее характеристика 74
55. Современные деньги: их место и роль в экономике. Денежный рынок 75
56. Современная банковская система. Банки и их функции 76
57. Анализ ассортимента и структуры продукции 77
58. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции 78
59. Безубыточность производства: понятие и методы расчета 80
60. Анализ прибыли и рентабельности продукции фирмы 82
61. Формы власти и влияние в организации 82
62. Учет индивидуальных психологических особенностей в управлении организацией 83
63. Конфликт: природа, виды и методы управления 84
64. Формальные и неформальные группы в организации 87
65. Социально-психологические методы управления организацией 88
66. Требования к личным качествам руководителей, классификация типов менеджеров, лидерство 88
67. Стиль управления, факторы влияющие на его формирование 91
68. Организационная культура: факторы формирования, современные теории развития 92
69. Планирование потребности в трудовых ресурсах 95
70. Методы оценки и отбора персонала 96
71. Аттестация персонала: понятие, содержание, процедура проведения 98
72. Организация и планирование развития персонала 100
73. Сущность стимулирования трудовой деятельности в организации 101
74. Текучесть кадров: понятие, оценка и методы предупреждения 102
75. Трудовая адаптация персонала: факторы и стадии адаптации 103
76. Управление деловой карьерой 104
77. Основные документы, регламентирующие управление персоналом 106
78. Методы определения численности управленческого персонала 109
79. Деловая этика: категории, виды и содержание делового общения 110
80. Этика вербальных и невербальных процессов в деловом общении 111
81. Жизненный цикл товара, особенности управления комплексом маркетинга на различных стадиях жизненного цикла 112
82. Принципы создания сети распределения (товародвижения), типы каналов, участники каналов распределения 114
83. Цели маркетинговых исследований, этапы проведения, маркетинговая информация 115
84. Формирование спроса и стимулирование сбыта на разных рынках 116
85. Реклама в маркетинге, мероприятия «паблик рилейшнз» 117
86. Рынок в маркетинге: характеристики, сегментация, методы выхода на рынок 118
87. Позиционирование товара, оценка конкурентоспособности товара и фирмы 119
88. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей 120
89. Планирование и разработка бюджета маркетинга 121
90. Понятие, показатели и методы оценки качества товара 122
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к гос.экзамену по менеджменту
1. Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи
Планирование классифицируется следующим образом:
1) по степени охвата;
2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование — осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
3) по объекту планирования;
4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
5) по охвату;
6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
7) по степени жесткости и гибкости.
Принципы планирования:
1) полнота;
2) детализация;
3) точность;
4) простота и ясность;
5) непрерывность;
6) эластичность и гибкость;
7) выравнивание;
8) экономичность.
Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
1) объект планирования;
2) субъект планирования;
3) период планирования;
4) средства планирования;
5) методику планирования;
6) согласование планов.
Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ — планирование — организация — учет — контроль — регулирование — анализ.
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом.
Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
13. Управленческий контроль как функция менеджмента
Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.
Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (рис. 3.7).
Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Значение контроля:
завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;
производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
37. Системы оплаты труда и их характеристика
Заработная плата является основным источником стимулирования и дохода работающих на предприятии. Поэтому ее размеры регулируются государством и руководителями предприятий.
Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.
Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).
Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты).
В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.
Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию, т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.
Фонд заработной платы учеников определяется из численности и пособия, которое они получают. Отдельно рассчитывается заработная плата рабочих, сдельщиков и повременщиков. Заработная плата рабочих определяется на основании технического нормирования, т. е. на основании разработки норм затрат рабочего времени на единицу продукции. Нормы затрат труда включают нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания. Норма выработки — задание рабочему-сдельщику в производстве продукции требуемого качества в единицу времени в определенных условиях. Норма времени — отрезок рабочего времени (часы, дни), в течение которого рабочий должен произвести определенное количество продукции. Норма обслуживания определяет количество механизмов, которое должен обслуживать данный рабочий (или несколько) в течение смены.
47. Определение доходности дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть представлена в виде денежного потока, характеризующего доходы и расходы, генерируемые данной деятельностью. Принятие решений, связанных с вложениями капитала, — важный этап в деятельности любого предприятия. Для эффективного использования привлеченных средств и получения максимальной прибыли на вложенный капитал необходим тщательный анализ будущих денежных потоков, связанных с реализацией разработанных операций, планов и проектов.
Оценка денежных потоков осуществляется дисконтными методами с учетом концепции временной стоимости денег.
Важный этап в оценке денежных потоков — анализ финансовых возможностей предприятия, итогом которого должна стать величина стоимости капитала предприятия при разных объемах требуемых инвестиций.
Величина WACC является основой принятия финансово-инвестиционных решений, поскольку для увеличения капитала предприятия необходимо выполнение условия: стоимость капитала меньше доходности его вложения.
Величина средневзвешенной стоимости капитала WACC в большинстве случаев выбирается в качестве ставки дисконтирования при оценке будущих денежных потоков. В случае необходимости она может быть скорректирована на показатели возможного риска, связанного с реализацией конкретного проекта и ожидаемого уровня инфляции.
Если расчет показателя WACC связан с трудностями, вызывающими сомнение в достоверности полученного результата (например, при оценке собственного капитала), в качестве ставки дисконтирования можно выбрать величину среднерыночной доходности с поправкой на риск анализируемого проекта.
53. Методика факторного анализа
Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.
Детерминированный факторный анализ основывается на методике изучения влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является функциональной. Последнее означает, что обобщающий показатель представляет собой либо произведение, либо частное от деления, либо алгебраическую сумму отдельных факторов.
Стохастический факторный анализ основывается на методике исследования влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является вероятностной, иначе — корреляционной.
В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента всегда имеет место и соответствующе изменение функции. При наличии же вероятностной взаимосвязи изменение аргумента может сочетаться с несколькими значениями изменения функции.
Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.
Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом — в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям.
Классификация факторов, влияющих на эффективности деятельности организации
Факторы, влияние которых изучается при проведении анализа хозяйственной деятельности, классифицируются по различным признакам. Прежде всего их можно подразделить на два основных вида: внутренние факторы, зависящие от деятельности данной организации, и внешние факторы, не зависящие от данной организации.
Внутренние факторы в зависимости от величины их воздействия на экономические показатели, можно подразделить на главные и второстепенные. К числу главных относятся факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов, основных фондов и материалов, а также факторы, обусловленные снабженческо-сбытовой деятельностью и некоторыми другими сторонами функционирования организации. Главные факторы оказывают основополагающее воздействие на обобщающие экономические показатели. Внешние факторы, не зависящие от данной организации, обусловлены природно-климатическими (географическими), социально-экономическими, а также внешнеэкономическими условиями.
71. Аттестация персонала: понятие, содержание, процедура проведения
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
Главное назначение (задача) аттестации — выявить потенциальные возможности работника (человека) и в случае необходимости направить на дополнительное обучение, а также материально поощрить и мотивировать наиболее компетентных и опытных.
Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она имеет целью изыскание резервов роста, повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.
Различают четыре вида аттестации служащих:
1. Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.
2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.
3. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.
4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.
86. Рынок в маркетинге: характеристики, сегментация, методы выхода на рынок
В маркетинге под рынком понимают совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в некотором товаре и имеющих возможность для удовлетворения этой потребности, и продавцов, работающих в рамках законодательства и связанных определенными финансово экономическими отношениями. Каждый из участников может одновременно выступать в нескольких лицах: производителя, конкурента, финансиста, инициатора законодательных изменений и т.д.
Исследование рынка – осмысленный, систематизированный аналитический источник информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах, известных как «этика рынка».
Цель исследования рынка – определение того, где и когда следует продать товар, который сегодня необходим покупателю.