Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие музыкального восприятия младших дошкольников в процессе слушания музыки (1 гл)
Введение
Актуальность исследования. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
1.2. Условия и методика развития музыкального восприятия младших дошкольников в процессе слушания музыки
Музыкальное воспитание и развитие музыкального восприятия ребенка дошкольного возраста зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой и педагогической компетентностью воспитателей ДОУ.
По данным Карцева С.А., для того, чтобы обеспечить развитие музыкального восприятия детей, нужна дальнейшая работа по усвоению музыки детьми, более глубокое проникновение их в музыкальный образ, более тонкая дифференцировка в определениях [26]. Дети должны учиться выделять тонкие изменения мелодии, ритма, тембра и т. д., выражающие настроения конкретного произведения. В результате такой работы восприятие слушателем музыкального образа становится тоньше, острее и последовательнее. Развитию восприятия музыки способствует знакомство детей с особенностями музыкальной речи, формы, жанра.
Восприятие музыки сложный процесс, в котором участвуют не только орган слуха, но и чувства, и интеллект. Для того, чтобы музыка была воспринята как искусство, необходимо не только услышать звуки, но и то, что в них выражено, что в них содержится. Стало быть, музыкальный звук должен быть воспринят слушателем не только как «физиологический раздражитель», но и как «психологический объект» (Г. Орлов) [38].
В период от трех до пяти лет для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.
Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня и танец – «три кита», по Д.Б. Кабалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая – грустная музыка), а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже – тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка – значит, веселая», «медленная – значит, грустная».