Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование познавательного интереса у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира при решении экологических задач
Введение
Актуальность темы. Развитие общества на современном этапе предъявляет новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию и развитию гармоничной личности. В связи с этим проблема развития познавательного интереса является одной из наиболее актуальных проблем, так как она определяет эффективность осуществления учебного процесса, способствует положительному или отрицательному отношению школьника к учению, которая может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости; снижения или повышения собственной познавательной активности, играющей огромную роль в развитии и саморазвитии личности; развития активного отношения ребенка к новому; перспектив его будущей жизни в обществе в целом. Младший школьный возраст – это период развития, на который приходится расцвет детской познавательной активности. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительно влияния на познавательный интерес обучающихся.
§5. Экологические задачи как условие формирования познавательного интереса младших школьников
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе. В отечественной школе ещё на рубеже Х1Х-ХХв. возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением, что связано с именами А.Я Герда, Д.И. Кайгородова, А.П.Павлова. Они настаивали на введение в начальную школу неразделённого курса об окружающем неорганическом и органическом мире.
В основе построения современных отечественных курсов с экологической направленностью должны лежать:
• формирование целостного представления о природном и социальном окружении человека;
• развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
• воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней, соответствуя общечеловеческим нормам морали.
Экологическое образование должно отражать несколько аспектов»[16, с.159]:
• научно-познавательный,
........................................................................
Показывая детям опорные знаки, учителю необходимо спросить, что означает каждый знак и почему следует поступать, так или иначе. Дети получают задание придумать свои знаки, забавные подписи к ним.
Как пример можно привести четверостишие к знаку, где ёжик с метлой:
Ёж пыхтит и морщится:
-Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
(В.Е.Борейко.)
Можно предложить подумать над теми знаками, которые они не сразу поняли, и поставить перед ними проблему: «А как можно было бы нарисовать этот знак иначе?»
Также для работы с знаками используются стихи разных авторов, в частности Г.Ладонникова, С.Михалкова, Б.Заходера и др. После прочтения стихотворения С.Михалкова “Прогулка”, задается вопрос: “Какие правила поведения забыли и взрослые, и дети?” Можно назвать детям по два правила вежливости (одно верное, а другое нет), а дети выбирают то правило, которым они будут пользоваться.
Вызывают у детей интерес кроссворды, которые выполняют конкретную дидактическую задачу – способствуют лучшему усвоению материала, способствуют развитию мышления и расширения кругозора. [37, с.108] После многократного разгадывания кроссвордов можно предложить детям составить их самим, для того чтобы отработать точность определения понятий.
...............................................
Заключение
В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - особая и важная область общего феномена «интерес», частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.