Содержание:
Упражнение 1. Выделите основные смысловые звенья текста, рассмотрите их последовательность и связи между ними, уточните формулировки.
Упражнениe 2. Какие законы логического мышления были нару¬шены авторами?
Упражнениe 3. Рассмотрите логическую структуру отрывков из интервью, уточните её.
Упражнениe 4. Выявите нарушение требований логики имён.
Упражнениe 5. Рассмотрите логическую и образную структуру суждений.
Упражнениe 1. Отметьте логические ошибки и неточности, до¬пущенные в текстах. Внесите правку.
Упражнениe 2. Какое требование логики было нарушено истцом?
Упражнениe 3. Выправьте текст, устранив логические, компози¬ционные и стилистические неточности и ошибки. Предложите варианты заголовка и подзаголовков.
Упражнениe 1. Какой вывод должен сделать для себя редактор, прочитав это письмо читателя в газету?
Упражнениe 2. Чем вызвано появление фактических ошибок в тексте приведённых примеров (невниманием, не¬знанием предмета, незнанием норм языка, невер¬ным толкованием явления, ошибкой стилистичес¬кой, ошибкой перевода, стереотипами сознания)? Проверьте, как введены в текст наименования лиц (фамилии, имена, отчества, должности), назва¬ния предприятий, фирм, марок машин (полные и аббревиатуры).
Упражнениe 3. Сравните публикации двух газет. Уточните на¬звание фильма и написание имени режиссёра.
Упражнениe 4. Проверьте по справочным изданиям факты био¬графии поэта А. Полежаева, сообщённые авто¬ром публикации. Сопоставьте их с фактами, приведёнными А.И. Герценом. Вычитайте текст отрывка из «Былого и дум».
Упражнениe 5. Отметьте фактические ошибки, допущенные ав¬тором (фактический материал, требующий уточ¬нения, в тексте выделен).
Упражнениe 6. Оцените фактический материал, включённый в публикацию. Отредактируйте текст заметки.
Упражнениe 7. Соотнесите в пределах текста события и даты, проследите последовательность их предъявления. Сформулируйте Ваши замечания к тексту.
Упражнениe 1. Прочтите вслух! Предложите другой вариант включения в текст числового значения.
Упражнениe 2. Замените цифру буквенно-цифровой формой обо¬значения числа.
Упражнениe 3. Цифра или слово? Сопоставьте варианты вклю¬чения числовых показателей в текст публика¬ции, обоснуйте свой выбор, внесите правку.
Упражнениe 4. Выправьте обозначения числовых показателей.
3. Рассмотрите возможные варианты группировки данных в таблице. Определите логическую струк¬туру каждого варианта, сформулируйте их те¬матические заголовки. Представьте один из ва¬риантов, правильно оформив таблицу.
Упражнениe 1. Проанализируйте структуру заметки, последо¬вательность сообщения информации, соразмер¬ность смысловых блоков. Предложите свой вариант заголовка, выправьте текст.
Упражнениe 2. Сравните два варианта заголовка. В чём Вы усматриваете разницу?
Упражнениe 3. Оцените компози¬цию заметки. Предложите варианты заголовка или обоснуйте уместность приведенного ниже.
Упражнениe 4.Отредактируйте текст, сократив его на 1/3. Предложите другой заголовок.
Упражнениe 1. Выберите авторитетный оригинал для вычитки отрывка из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды». Проведите правку-вычитку. Дайте ссылку на источник.
Упражнениe 2. Вычитайте фрагмент текста нормативно-техни¬ческого документа «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила состав¬ления» ГОСТ 7.1.84. (См.: Стандарты по издатель¬скому делу / Сост. А.Л. Джиго, С.Ю.Калинин. — М.: Юристъ, 1998. - С. 9.) Внесите правку.
Упражнениe 3. Какие ошибки пропущены при вычитке текста?
Упражнениe 4. Сформулируйте Ваши замечания к тексту заме¬ток. Проведите правку-обработку. Предложите заголовки.
Упражнениe 1. Сократите текст на 1/3. Оцените ин¬формативность заголовка и подзаголовков. Внесите правку.
1. Проанализируйте и сопоставьте приемы составления оглавления (содержания) научного сборника, литературно-художественного журнала, молодежного издания (на примере общероссийских изданий).
2. Охарактеризуйте справочно-пояснительный и библиографический аппараты научного сборника.
3. Оформите ссылки и список литературы к научной статье (статья предоставляется преподавателем на занятии).
Список литературы
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Задания по стилистике и литературному редактированию
1. Проанализируйте и сопоставьте приемы составления оглавления (содержания) научного сборника, литературно-художественного журнала, молодежного издания (на примере общероссийских изданий).
Для анализа были взяты содержания научного сборника « Античный мир и археология», литературно-художественного журнала « Сибирские огни» и молодежного журнала « Странник».
Содержания этих изданий отвечают трем основным задачам:
1) справочно-поисковая — упрощает и убыстряет розыск составных частей издания (глав, параграфов, статей, рассказов, примечаний, библиогр. ссылок и т. д.);
2) информационно-пояснительная — дает читателю общее представление о содержании и структуре издания, подготавливает его тем самым к чтению или к выбору материала, помогает восстановить в памяти прочитанное при перерыве в чтении;
3) рекламио-пропагандистская — завлекает читателя, вызывает у него интерес к просматриваемому изданию, желание прочитать, а значит, купить или взять в библиотеке.
Заголовки внутри издания и в содержании текстуально совпадают. Все элементы заголовков в содержании воспроизведены в той же форме, в какой они напечатаны внутри издания.