Содержание:
МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА
ВОПРОСЫ / 1, 3/.
1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой. Методология экономической теории.
2. Основы теории спроса и предложения.
3. Роль фирмы в рыночной экономике и ее производственная деятельность в кратко- и долгосрочном периодах.
4. Понятие издержек. Экономические издержки в сравнении с бухгалтерскими. Модели издержек фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Современные методы снижения издержек фирмы.
5. Основные типы кривых долгосрочных средних издержек и формы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1995).
6. Фирма в условиях совершенной конкуренции.
7. Чистая монополия. Особенности монополизма в экономике России. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991).
8. Особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры и необходимость рекламной деятельности монопольно – конкурентной фирмы. Закон РФ «О рекламе».
9. Причины возникновения и основные черты олигополии. Многообразие ее моделей.
10. Особенности спроса на ресурсы. Основные правила максимизации прибыли конкурентной фирмы на рынке ресурсов в краток- и долгосрочном периодах.
11. Рынок труда и заработная плата.
12. Рынок капитала. Дисконтирование и инвестиционные решения фирмы.
13. основные макроэкономические показатели. ВНП и методы его измерения. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Соотношение между основными показателями.
14. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Влияние инфляции на производство и на перераспределение доходов. Стагфляция. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
15. Макроэкономическая нестабильность. Колебания деловой активности. Модель делового цикла. Нециклические колебания. Безработица, ее уровень, виды и экономические издержки.
16. Макроэкономическое равновесие и его модели. Потребление, сбережение, инвестиции. Средняя и предельная склонность к сбережению и потреблению. Нестабильность инвестиций. Эффект мультипликатора.
17. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Балансирование государственного бюджета. Финансирование дефицита и способы избавления от бюджетных излишков. Государственный долг, причины образования и последствия. Внешний долг. Бюджетная политика государства.
18. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы. Эффективность фискальной политики.
19. Деньги и денежный рынок. Функции денег. Предложение денег: М1, М2, М3. спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке.
20. Банковская система России. Балансовый отчет. Обязательные резервные депозиты. Фактические и избыточные резервы. Резервная норма. Денежный мультипликатор.
21. Центральный банк и его роль в кредитно-денежной политике. Основные инструменты кредитно-денежного контроля. Политика дешевых денег. Политика дорогих денег.
22. Кейнсианский и монетаристский подходы к политике стабилизации экономики. Основные принципиальные различия.
23. Теория экономического роста. Два способа определения экономического роста. Тенденции и факторы экономического роста. Аргументы «за» и «против» экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
24. Социальная политика государства. Доходы населения, их виды и источники формирования. Национальный и реальный доходы. Социальное неравенство. Кривая Лоренца. Распределение и перераспределение доходов.
25. Мировое хозяйство и интеграционные процессы в мировой экономике. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства. Мировая торговля: виды, структура. Международная миграция капитала и рабочей силы.
МЕНЕДЖМЕНТ
ВОПРОСЫ /1, 4/
1. Охарактеризуйте любую организацию с позиции системного подхода: отдельных подсистем, элементов и свойств системы. Приведите примеры основных типов систем управления.
2. Базовые типы моделей управления. Приведите примеры моделей каждого типа (обзор основных моделей управления).
3. Охарактеризуйте основные преграды организационных и межличностных коммуникаций и практические рекомендации по их устранению.
4. Основные этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Ошибки при принятии решения и практические советы руководителю.
5. Менеджеры в системе управления: как осуществляется их подбор в соответствии с общепринятыми и корпоративными критериями (методы формы подбора и расстановки)?
6. Маркетинг в структуре управления предприятиями. Цели, задачи, функции, стратегия.
7. Проектирование работы, рабочих мест и условий труда: как осуществляются ротация, расширение фронта работ, обогащение содержания работы, разработка гибких графиков, создание рабочих групп?
8. Миссия организации: функции, предназначение, структура. Примеры формулировок и их анализ.
9. Выбор оргструктур управления в производственных подразделениях (обоснование необходимости и оптимальности оргструктуры).
10. Демократической стиль управления: какими методами осуществляется делегирование полномочий? Какие виды полномочий можно делегировать? Правомерность делегирования полномочий.
11. Методы устранения возникших конфликтов: как управлять конфликтом?
12. Как выбрать определенный стиль управления для конкретной организации? Какие факторы при этом необходимо учитывать?
13. Сущность управления по результатам как современного типа управления.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ВОПРОСЫ /1, 5/
1. Назовите основные факторы макро- и микроокружения организации и охарактеризуйте каждый из них.
2. Какие методы используются для анализа внутренней и внешней среды организации? В чем заключается метод SWOT – анализа и как он применяется?
3. Назовите основные элементы, составляющие идеологическую основу организации, и охарактеризуйте каждый из них.
4. Назовите основные направления стратегии М. Портера, дайте им определение и охарактеризуйте каждое из них. Назовите основные группы эталонных стратегий поведения (развития) предприятия и охарактеризуйте каждую из них, а также условия их применения.
5. Основные этапы портфельного анализа и планирования. Портфельный анализ на основе матриц БКГ и Маккинси.
6. Подход к определению стратегии на основе анализа новизны рынка и продукта (Ансофф).
7. Подход к определению стратегии на основе анализа динамики рынка и конкуретной позиции (Томпсон и Стрикленд).
8. Подход к определению стратегии на основе анализа конкурентных преимуществ и масштабов рынка (Портер).
9. Общая характеристика стратегий концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения.
10. Ключевые гипотезы стратегического менеджмента.
11. Общая характеристика стратегии бизнес-единицы (БЕ). Понятие «стратегическая бизнес-единица».
12. Концепция продукта, понятие и структура продукта, жизненный цикл продукта, матрица бостонской консультативной группы.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам по специальности 80507 Менеджмент организации
1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой. Методология экономической теории.
Предмет экономической теории
Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
- эта наука о богатстве и др.
Основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.
Среди экономических целей наиболее часто указывают следующие: полная занятость; экономический рост; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливость распределения доходов; экономическая обеспеченность; торговый баланс.
Очевидно, что некоторые из них несовместимы.