Содержание:
1. Что такое методология? Примером каких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы и древнеиндийской школы «Махбхараты»
2. Античная мысль. Платон «Государство» - сущность и содержание работы; «Законы»
3. Античная мысль. Аристотель. «Политика» - сущность и содержание
4. Персоналии эпохи Возрождения, каков девиз данной общества и почему?
5. Персоналии эпохи Просвещения, каков девиз данной общества и почему? Жан-Жак Руссо «Эмиль или о воспитании» - сущность и содержание работы.
6. Классическая социология Огюст Конт, главные источники, вклад Конта в развитие социологии.
7. Карл Маркс, заслуги и вклад в науку социология.
8. Макс Вебер, заслуги и вклад в науку социология. Определение понятия «бюрократии».
9. Эмиль Дюркгейм, заслуги и вклад в науку социология. Работа «Самоубийство» Э.Дюркгейма.
10. Перечислите способы приобретения научного знания об обществе. Коротко о каждом. Что такое интуиция, чему она служит, дать определение понятию «интуиция», примеры.
11. Перечислите способы приобретения научного знания об обществе. Коротко о каждом. Что такое - опора на научные авторитеты, виды авторитета, примеры.
12. Перечислите способы приобретения научного знания об обществе. Коротко о каждом. Что такое традиция. Почему социологи сравнивают традицию с чердаком дома?
13. Перечислите способы приобретения научного знания об обществе. Коротко о каждом. Что такое здравый смысл? Чем он родственен и чем отличается от традиции? Приведите примеры здравого смысла в разных обществах.
14. Перечислите способы приобретения научного знания об обществе. Коротко о каждом. Что такое научное знание, и что такое доказательства.
15. Дайте определение социального закона по Г.В. Осипову. Три признака социального закона. Примеры.
16. Виды социологического знания (фундаментальное и прикладное). Суть фундаментального и прикладного. Какие социальные институты отвечают за каждый вид знания?
17. Сущность и содержание теории среднего уровня.
18. Определение ценности в социологии. В чем суть обмена ценностями в обществе между индивидами. Три признака активности индивида. Приведите пример.
19. Два типа ценностей.
20. Определение социальной зависимости. Дайте формулу, приведите пример.
21. Два типа социальной зависимости. Приведите пример.
22. Отношения власти. Определение бюрократии по М.Веберу. Два основных подхода к определению сущности властных отношений (М.Вебер и Т.Парсонс). Чем отличается социальная зависимость и власть?
23. Что такое стратификация? Стратификация по Э.Гидденсу. 4 основные страты. 4 концепции стратификации.
24. Дать определение понятия «мобильность». Охарактеризовать горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую мобильность.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к зачету по социологии
1. Что такое методология? Примером каких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы и древнеиндийской школы «Махбхараты»
Методология - учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, - ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
В методологии можно выделить следующую структуру: 1)основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; 2)характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; 3)логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач; 4)временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы; 5)технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
Методология также делится на содержательную - включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования и формальную - связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.