Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь групповой идентичности и удовлетворённости работой в трудовом коллективе
Введение
Актуальность.
Проблему групповой идентичности чаще всего рассматривают в рамках социальной психологии, говоря о малых группах. Групповая идентичность изучается в контексте этнической идентичности, религиозной, культурной и т.д. Коллектив как малая группа рассматривается сравнительно редко, хотя в современной организационной психологии проблеме группой идентичности уделяется некоторое внимание.
Групповая идентичность имеет большое значение для сплочения малой группы, осознания ее целей и задач каждым из членом, разработки стратегии и тактике, и, в конечном итоге, оказывает влияние на эффективность работы группы.
Проблема удовлетворенности трудом не менее значима в современном менеджменте и организационной психологии. Во-первых, удовлетворенность трудом играет огромную роль в формировании и поддержании трудовой мотивации. Мотивация же является главной движущей силой трудовой деятельности. Если у работника нет мотивации, то он не будет выполнять свою работу либо будет делать ее плохо. Во-вторых, удовлетворенность трудом играет большую роль в психологическом комфорте и благополучии личности. Если человек не чувствует удовлетворения от работы, то рано или поздно начнут проявляться симптомы эмоционального выгорания, хронического стресса, фрустрации и т.д., что негативно отражается на психологическом и физическом здоровье личности.
.....
Заключение
Групповая идентичность связана с чувством принадлежности к группе, сообществу. Чтобы она возникла, это сообщество, как минимум, должно существовать, обладая групповыми атрибутами: нормами, традициями, знаками отличия, собственным языком и символикой. В образе группы есть что-то родительское, иногда выражающееся в форме ощущения ее грандиозности с ее уникальной историей и своеобразной мифологией. Групповая идентичность обязательно предполагает наличие лояльности к группе, часто неосознаваемой. Группа должна восприниматься как некая высшая система, дающая ощущение защищенности, безопасности. Индивид испытывает положительные чувства к такой группе: симпатию, уважение, что-то вроде гордости и т.д. Группа обязательно должна быть референтной. Если этого не происходит, то с идентичностью наверняка будут проблемы.
Основными признаками, конституирующими коллектив, являются деятельность, отношения, организация, состав. Деятельность людей по своей природе представляет собой способ существования социальной действительности, отражает систему активности индивида, группы, общества. В деятельности коллектива реализуются необходимые цели, потребности и интересы. Важным социальным признаком коллектива являются коллективные отношения. В данном случае нас интересуют коллективные отношения, т.е. отношения которые объединяют людей свободных, активно включенных в социальный процесс на основе принципа сотрудничества и взаимопомощи. ......
Список литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
3. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения.// Вопросы психологии, № 6, 1997.
4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, № 1.
5. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры Я.// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1998, № 1, с. 8-18.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.
7. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте.// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1993. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. С. 64-85.
8. Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1987.
10. Бессокирная Г.П. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью. – СПб.: Питер, 2004.
11. Бурякова Е.С. Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера//Московский психологический журнал. №3, 2008.
12. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность//Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002.
13. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1997.
14. Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: социально-гуманистическое измерение. СПб. Ин-т управления и экономики, 1996.
15. Головач В. Три источника и две части субъективной удовлетворенности// www.gumer.ru
16. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб, 1994.
17. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1993.
......