Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие внимания и памяти в дошкольном и школьном возрасте
Введение
Актуальность.
Современные условия обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагают, что у ребенка должны быть хорошо развиты такие познавательные процессы как память и внимание. Это обусловлено прежде все тем, что постоянно возрастает объем информации, обязательной к усвоению и сокращается время на ее запоминание и усвоение.
Хорошо развитые внимание и память во многом являются залогом хорошей успеваемости ребенка в школе. В тоже время память и внимание являются взаимосвязанными процессами, так как если у ребенка плохо развито внимание, то он не сможет запомнить нужный объем информации, так как большая ее часть останется за рамками его восприятия. Однако, в научной литературе эти два процесса рассматриваются отдельно друг от друга.
Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.
Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.
Память позволяет хранить и воспроизводить ту или иную информацию. Без этого процесса невозможно обучение и развитие человека. Без участия памяти невозможно воспроизведение простых бытовых операций, ориентация в пространстве, профессиональная деятельность и т.д.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - СПб.: Питер, 2006.- 240 с.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Владос, 1998. - 248 с.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1998. - 436 с.
6. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.: Академия, 2002.- 386 с.
9. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3 - С. 88-93.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1996. - 238 с.
11. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его восприятие / Ф.Н. Гоноболин. - М., 1972. - 128 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Владос, 1996. - 277 с.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. -- М.: Просвещение, 1999. - 364 с.
a. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М., 1987.
14. Зайцева, С.А. Памфил Данилович Юркевич о психологии обучения младших школьников / С.А. Зайцева // Начальная школа. - 2004. - № 2 - С. 7-11.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. – М.: Издательская корпорация Логос, 1999.
16. Коржуев, А.В. Познавательные затруднения в учении школьников / А.В. Коржуев // Педагогика. - 2000. - № 1. - С 27-32.
17. Косов, Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников / Б.Б. Косов. - М., 1989. - 319 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.