Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Технологии организации концертных программ в условиях мегаполиса(на примере программы "Шансон года")
Введение
Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Все чаще приходиться слышать о том, что публика (зритель) начинает равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, общенародным праздникам и т.д.
Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание на технологию организации концертных программ для широкого круга зрителей в мегаполисах.
В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ - это и шествия, парады, аэро-шоу, праздники пива, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.
Важность концертов, как формы культурно - досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Одной из важных проблем в деятельности социально-культурных учреждений является организация досуга молодежи. Известный российский культуролог А.И.Арнольдов в одном из своих выступлений отмечал «специалист культуры и досуга работает в одной из самых важнейших приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Объективный закон приоритетности культуры в общественном развитии свидетельствует, что именно культура выступает эффективным фактором создания и освоения механизмов совершенствования многогранного мира, инструментом самопознания, самоизменения и самоосвоения человеком себя как культурно-созидающей личности.
Актуальность данной темы обусловлена сложной социокультурной ситуацией, сложившейся в России к началу XXI в. Преобразования, которые произошли в последние десятилетия в экономической, технологической, социальной областях, во многом были связаны с мощным воздействием средств массовой информации, расширением межкультурных контактов разных стран, реализацией проектных технологий, внедрением рыночной экономики. В результате современный молодой человек вынужден менять свои мировозренческие позиции по отношению к людям, к себе и окружающей действительности. По этому поводу Д.И. Фельдштейн пишет: «Человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил, и сам в нем изменился» .
Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности. С учетом этих изменений должны происходить изменения технологий организации досуговой деятельности, в том числе концертных программ.
Проблемы организации социально-культурной деятельности нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. В научный анализ теории и практики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Г.Н. Новикова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков, В.А. Ковшаров.
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем исследование проблем по данной теме остаются изученными недостаточно.
Объект исследования – технологии организации концертной шоу-программа «Шансон года».
Предмет исследования - социально-культурные технологии в организации концертной деятельности в современных мегаполисах.
Цель дипломной работы - проанализировать особенности технологий организации концертных программа, как компонента социально-культурной деятельности, предложить направления совершенствования социально-культурных технологий.
Задачи исследования:
- проанализировать специфику социально-культурных технологий в организации концертных программ;
- проанализировать многообразие моделей организации концертных программ;;
- выявить сущность и специфику практики применения социально-культурных технологий в крупных городах (мегаполисах);
- предложить пути совершенствования деятельности менеджера по организации концертных программ в условиях мегаполиса (на примере, «Шансон года»);
Основными методами исследования являются: структурно-функциональный, сравнительный и системный анализ, также использовались традиционные методы научного исследования – синтез, абстрагирование, обобщение.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы менеджерами СКД -организаторами в учреждениях культуры крупных городов для организации концертных программ. В работе даются рекомендации по совершенствованию технологий организации концертных программ на конкретном примере.
Отмечается одна из характерных черт провинций и малых городов — информационная закрытость, определяемая Т.А. Мищенко как «одновременный дефицит нового внешнего и внутреннего знания, который отражает свойства транспортно- географического положения, наличие или отсутствие коммуникационных систем, «знаниевую базу» местного сообщества» .
Развитие культурных процессов малых городов включает новые слои общества, которые непосредственно влияют на характер и темпы продвижения государственных реформ, на весь процесс демократических преобразований. Динамика культуры города отражена именно в культурных процессах.
В работе проведено исследование организации концертных программ в современных мегаполисах России (на пример, Москвы).
В работе под организацией концертных программ понимался поэтапный процесс планирования, проведения и анализа концерта. Существует классическая модель организации концертной программы, которая была рассмотрена в работе. Она состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, - этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
Анализ теоретической и методической литературы показал, что в настоящее время важность при организации концертов, приобретает работа со СМИ, вокруг концерта и артиста необходимо создавать информационное событие и работать с ним по правилам менеджмента.
Специфика современной организации концерта заключается в том, что его организует особая группа специалистов – промоутер, продюсер, бизнес-менеджмент. Важно создать команду единомышленников, что бы концерт получился успешным. Сегодня концерт понимается как рыночный продукт (товар), оценка успешности, которого производится при анализе полученной прибыли.
Материал, проанализированный в работе, показал, что в основе организации любого концерта лежит совокупность специальных технологий, организующих деятельность.
В данной работе под технологиями социально-культурной деятельности понималась совокупностью общих функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга.
Одна из форм социально-культурной деятельности – концертная деятельность, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие – концерт. Под ним в работе понималось - публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.
Концерт - один из наиболее распространённых видов зрелища, который имеет сложную технологию, рассчитанную на непосредственный контакт актера со зрителем, проводится в различных по величине аудиториях. Концертные программы, как правило, не связанны общим сюжетом и формируются из отдельных номеров с преобладанием музыкальной основы.
Концертная деятельность представляет собой планирование и организацию платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров. Конкретную группу технологий концертной деятельности слагают: проектно-технологические, художественно-творческая, организационно-управленческие, маркетинговые, коммерческие, финансово-экономические, юридические мероприятия, а так же связи с общественностью и реклама.
В работе проведено исследование специфики организации концертных программ в мегаполисах и малых городах России (провинция). Было показано, что на организацию концертов влияет культурная среда сложившаяся в городе. Организуя концерты в малых городах важно учитывать специфику этой территории: культурные традиции, социально-экономический уровень, платежеспособность населения, культурный вкусы населения, наличие необходимой инфраструктуры, персонала, оборудования и т.д. Несмотря на самостоятельность, важную роль в организации крупных концертов в провинции играют столичные фирмы, продюсеры. Особенности мегаполисов в отличие от малых городов в организации концертов связаны с различиями культурной и экономической среды. Для мегаполисов, где нет недостатка в концертах и других форм проведения досуга, необходимо информировать зрителя, усиленно работать со СМИ, проводить PR акции и рекламную компанию для привлечения зрителей, уделять особое внимание безопасности. В мегаполисах возрастает необходимость комплекса продвижения продукта, три элемента, которой находят применение в сфере культуры — реклама, прямой маркетинг и общественные связи.
Особенности организации крупных концертов в мегаполисах были рассмотрены на примере концертной программы «Шансов года», которая проводятся ежегодно в Москве.
Концертная программа «Шансон года» - это популярная концертная программа (Ежегодная Национальная Премия), которая вручается за выдающиеся достижения в области пропаганды и распространения музыки жанра шансон. Организацией концерта занимается радиостанция радио «шансон» к услугам профессиональных Организаторов концертов она не прибегает. Для продвижения концерта используются доступные радиостанции ресурсы (радио, печатные СМИ). Аудитория концертной программы довольно узкая – средний возраст 35- 55 лет, преимущественно мужчины. Анализ реализации концертов «шансон года» указывает на необходимость модернизации концепции этого продукта.
Концерт «Шансон года» необходимо превратить из узкожанрового мероприятия для узкой части аудитории в масштабный семейный праздник для широкой категории зрителей, сделать его значимым информационным событием, интересным проектов для телевидения и радиостанций. Это позволить повысить доходную часть концерта за счет продажи прав на трансляцию и поступлений от рекламы.
В работе предлагается модернизированный проект концерта «Шансон года», с целью его оптимизации и повышения популярности. В проекте предложены следующие новшества:
- Изменить концепцию проекта - сделать семейное шоу, с соответствующей организационной спецификой.
- Больше внимания предлагается уделить рекламной компании и продвижению концерта. Для этого предлагается больше привлекать Интернет и разнообразные визуальные медианосители (наружная реклама, реклама на транспорте), это позволит привлечь к концерту более молодую публики и соответствующие СМИ.
- Предлагается увеличит расходы на декорации, оформление зала, найм дополнительного персонала с целью сделать праздник масштабным мероприятием, которое привлечет рекламодателей и центральные СМИ, которые позволят проекту «шансон года» получить дополнительные прибыли и повысить свой статус.
- Предлагается привлечь к организации концерта профессионалов из ведущих агентств, расширить программу, сделать из концерта-награждения зрелищное шоу с современным световым оформлением, звуковыми и видио эффектами.
Список использованной литературы
Литература
1. Апфельбаум, Ф. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств / М.: Классика -XXI, 2008. 144 с.
2. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: сб. научн. тр. М.: МГУКИ, 2009. С.34
3. Алексеев-Яковлев А.Я. Музыкальные фестивали. - М.: Веха, 2009. 129с.
4. Барабаш Г.П. Организация музыкальных праздников. - М.: Знание, 2006. 212стр.
5. Белоблоцкий, Н. Маркетинг музыкальных фестивалей //. Art-менеджер - № 2. - 2010.
6. Бирман М.М. Технология деятельности концертного зала // Журнал "Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. №4.
7. Васильев К.Р. Организация фестивалей. - М.: Веха, 2007. 156с.
8. Волчук С. Корпоративный праздник. Организация: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2011
9. Вишневский Ю. Р., Миронова Н. О., Шапко В. Т. Прогноз Л. Н. Когана о развитии учреждений культуры до 2000 года и современность Общественные науки. Выпуск 3. № 51. 2007 г.
10. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2007. - 288 с
11. Жигульский К. Праздник и культура. - М.: Прогресс, 2011. - С. 266.
12. Калинина О. Кто "зажигает" в Астрахани? Особенности провинциального шоу-бизнеса // "Астраханские ведомости" №34, 03.09.10.
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2006.
14. Колбунов Ф.А. Культурный потенциал российского мегаполиса // Этносоциум и межнациональная культура. – 2010. - № 1. – С. 71-76.
15. Колбунов Ф.А. Молодежь российского мегаполиса и проблемы культурных ценностей // Человек как творец и творение культуры: сб. статей. – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 182-186.
16. Командышко Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будующих специалистов социально-культурной деятельности // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 49 - 54.
17. Котлер, Ф. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств: /Ф. Котлер, Дж. Шефф.- Пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2004. 688с.
18. Мищенко, Т.А. Трансформация социально-культурной среды малых городов Брянско-Гомельского пограничья / Т.А. Мищенко ; авт. реф. Р.Ф. Перцовская // Вестник РГНФ. — 2009. — № 1. — С. 94—101.
19. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУКИ. 2004.
20. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. М., 2006
21. Скрипачёва И.А. Культурная среда молодых городов // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11 – С. 36-40
22. Соболева Е. Праздник продолжается // Праздник. - 2011. - № 10. - С. 24.
23. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2008.
24. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2009
25. Фред И. Библия рекламы. Бесценный кладезь информации для тех, кто хочет извлечь максимум из вложений в рекламу. – М. Издательство «НТ Пресс», 2010. С. 411
Электронные источники
26. Близняк Р.З. Основные понятия событийного менеджмента (Электронный источник). Режим доступа - http://www.teoria-practica.ru/-4-2010/politika/bliznyak.pdf
27. Государственный Кремлевский Дворец. - http://vsg-prazdnik.ru/services/new/kreml.html
28. Голдстейн Дж. Менеджмент артиста (Электронный учебник). -http://www.lexamusic.com/artist-management/artist-management14.htm
29. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии - М.: МГУКИ, 2001. 136с.
30. Концертная и гастрольная деятельность - http://www.energydance.ru/articles/721/
31. Интервью с генеральным продюсером Радио Шансон - Сергеем Кункиным о вручении Первой премии "Шансон Года" www.radioportal.ru
32. Мельникова Л.Л. Концертно-просветительская работа – неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания - http://muzprosvetitel.ru/conzrab.htm
33. Народный праздник в Кремле http://www.5koncertov.ru/content/view/125/2/
34. О вручении Второй премии «Шансон года» http://www.5koncertov.ru/content/view/125/2/
35. Поклонники шансона остались без концерта, но получили шанс выступить в Кремлевской дворце - www.onair.ru
36. Свободное время как характеристика стиля жизни молодёжи провинции. Социологические исследования в малом городе. Руководитель Ж.Д, Ефремова - http://www.smalltown.siteedit.ru/proekt/1/5/
37. Состав Третьей премии "Шансон Года" http://www.5koncertov.ru/content/view/125/2/
38. Шансон Года - http://chansongoda.ru/
39. Шансон года - http://www.chansonyear.ru/