Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние средовых социальных факторов на формирование установок личности девиантных подростков
Введение
Социально-политические и экономические преобразования в Российском государстве в большей степени, чем на других категориях населения отразились на несовершеннолетних, особенно подросткового возраста. Подростки в настоящее время - одна из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения. Увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Это ведет к увеличению количества подростков с девиантным поведением.
Девиантное поведение не является врожденным и не возникает неожиданно, его развитию предшествует целый ряд этапов: докриминальный, делинквентный, асоциально-устойчивый. На формирование девиантного поведения оказывают влияние ряд факторов. Психобиологические предпосылки, включающие индивидуальные и врожденные свойства личности. Психолого-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические факторы, которые заключаются в коммерциализации культуры, спорта и искусства. Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга. Морально-этические факторы выражаются в том, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться.
Внешние негативные факторы социальной среды не лучшим образом влияют на социализацию подростков и усугубляется возрастными особенностями подросткового возраста. Подростковый возраст относится к числу кризисных возрастов, критическому периоду онтогенеза. В психологической литературе можно найти два понимания подросткового кризиса. С одной стороны акцент ставится на идеи перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущие за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях. С другой стороны - преобладает понимание кризиса как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогой, подавленностью - в общем, целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает склонность к девиантному поведению. Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственными подросткам лабильностью, возбудимостью, «эффектом толпы, которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремления жить беспечно, шумно и весело. Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное участие в уличных драках компенсируют подростку все ущемления и притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни. Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее, - подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного их появления, следуя требованиям и «кодексам» группы. Так складывается делинквентная (от лат. delinquens - правонарушитель, преступник) личность, еще не совершавшая, но готовая совершить крупное правонарушение.
Список литературы
1. Абрамова Г.Е. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: «Социальное здоровье России», 1994.
3. Девиантное поведение // Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И.Холостовой. Юрист. - М.: 1997. - С.67-69.
4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. / Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
5. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьника. - 2008. - №8. - С.17-21.
6. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика. ОБЖ. - 2009. - №4. - С.42-44.
7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. С.141.
8. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 480 с.
9. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с
10. Манжалова Л.П. Психологическая характеристика личности подростков правонарушителей и система коррекционно-реабилитационной работы // Гуманистическая и социально-психологическая поддержка личности. Ч.2. - Чита, 2000.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 184 с.
12. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 528 с.
13. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное. Социс. - 1998. - №8. - С.69-73.