Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование экологических представлений у детей среднего возраста
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой дошкольного воспитания является формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». В настоящее время в массовой практике дошкольного образования в целом и в процессе формирования экологических представлений дошкольников в частности, используются 3 основных принципа построения образовательного процесса: учебный, предметно-средовой, комплексно-тематический.
Формирование у детей экологических представлений невозможно вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции различных видов детской деятельности. Осуществлять интегративную деятельность в ДОУ позволяет взаимодействие всех служб сопровождения. Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами, и данное сочетание позволяет наиболее эффективно проводить работу по развитию дошкольников.
Список литературы
1. Абрамян Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным.// Экология и жизнь. 1998, № 3. – с.16-18.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.:Питер,2001. - 288с.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.296.
4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.382
5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания дошкольников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.403
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., Просвещение, 1980. 120с.
8. Вешкурцева И.А. Экологическое воспитание // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 3. С. 245-245.
9. Евлухина Н.Е. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 2008
10. Золотова Е.И. "Знакомим дошкольников с миром животных". Книга для воспитателей детского сада. // под редакцией канд. пед. наук Виноградовой Н.Ф.. М., "Просвещение", 2005г.
11. Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 2003г.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975, 304.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А «Дошкольная педагогика». 5-е изд., испр. Издательство: Academia, М.2004, 416с.
14. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с
15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания до-школьников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
16. Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Экология и жизнь. 1997, № 2-3. – с.18-21.
17. Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000
18. Николаева C.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» Учебное пособие, 3-е изд., перераб., М.2005, - 224с.