Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на региональном уровне на примере Министерства экономического развития и внешних связей правительства Хабаровского края
Введение
В современных условиях перед Россией стоит одна из важнейших за-дач – обеспечение устойчивого роста экономики. Одним из важных секторов рыночной экономики России является предпринимательство физических лиц - индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В настоящее время в России проблема формирования позитивной пред-принимательской среды для индивидуального предпринимательства является актуальной. Это обусловлено тем, что в стране имеются все формальные предпосылки для успешного развития индивидуального предпринимательст-ва (существует нормативно-правовая база, создана инфраструктура, имеется рынок резервной рабочей силы), однако отсутствие эффективного механизма его поддержки и развития не позволяет получить ожидаемый социально-экономический эффект от данного сектора экономики.
Принятые федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого предпринимательства не в полной мере учитывают специфику деятельности индивидуальных предпринимателей, что сдерживает их развитие.
Существующая инфраструктура (например, фонды и агентства под-держки малого предпринимательства, финансово-кредитные организации, бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и т.п.) недостаточно ориентирована на поддержку и развитие индивидуального предпринимательства. Необходим механизм обеспечивающий эффективную деятельность всех элементов ин-фраструктуры и включающий систему сбора и анализа соответствующей ин-формации об элементах инфраструктуры поддержки и развития индивиду-ального предпринимательства, критерии оценки их эффективности, а также нормативную базу, регламентирующую отношения в данной сфере.
Актуальность данной проблемы подтверждается мировым опытом, ко-торый показывает, что потенциал индивидуального предпринимательства достаточен для того, чтобы оказывать влияние на социальное и экономиче-ское развитие государства.
Проблемы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, от-носящихся к субъектам малого предпринимательства, по сути, имеют одну и ту же природу. В связи с этим, имеющиеся теоретические разработки по раз-личным аспектам поддержки и развития малого предпринимательства могут быть использованы при разработке механизма повышения эффективности финансово-экономической деятельности индивидуального предприниматель-ства, активизации его роли в оживлении экономики России.
В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Риккардо, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, однако специальных исследований в этой области в то время не проводилось. В зарубежной науке положение изменилось в после-военный период. Разработка и реализация государственных программ под-держки малого бизнеса обусловило активизацию научных исследований в этом направлении, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.
Исследований системно рассматривающих факторы активизации инди-видуального предпринимательства в российской экономике, явно недоста-точно.
Цель работы - разработка мероприятий по формированию организаци-онно – экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены и решены следую-щие основные задачи:
- провести анализ теоретических аспектов управления малого предпри-нимательства;
- изучить тенденции развития малого предпринимательства в России;
- рассмотреть социально-экономическую картину Хабаровского края;
- выявить механизмы и направления регулирования поддержки малого предпринимательства Хабаровского края;
- разработка мероприятий по совершенствованию организационно – экономического механизма поддержки малого предпринимательства Хаба-ровского края, а также проведение социально-экономической оценки пред-ложенных мероприятий.
Объект исследования – субъекты малого предпринимательства Хаба-ровского края.
Предмет исследования – организационно – экономический механизм поддержки малого предпринимательства Хабаровского края.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых, в которых рассматриваются ме-тодологические, теоретические и практические аспекты развития малого предпринимательства, его роли в современной экономике, а также материалы научно-исследовательских организаций, материалы научных конференций, программы, концепции и другие материалы по управлению и развитию мало-го, в том числе малого предпринимательства в Российской Федерации.
Таким образом, инфраструктурой поддержки субъектов МиСП (ст. 15 закона 209-ФЗ) является система коммерческих и некоммерческих организа-ций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных или муниципальных нужд при реализации:
- федеральных программ развития субъектов МиСП;
- региональных программ развития субъектов МиСП;
- муниципальных программ развития субъектов МиСП;
- обеспечивающих условия для создания субъектов МиСП, и оказания им поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 3 закона 209-ФЗ, инфраструктура поддержки субъектов МиСП может включать в себя также:
- центры и агентства по развитию предпринимательства;
- государственные и муниципальные фонды поддержки предпринима-тельства;
- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды пору-чительств);
- акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестици-онные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МиСП;
- технопарки;
- научные парки;
- инновационно-технологические центры;
- бизнес-инкубаторы;
- палаты и центры ремесел;
Заключение
Малое и среднее предпринимательство становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в регионе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Его развитие позволяет обеспечить решение, как экономических, так и социальных задач. В том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка местными товарами и услугами, снижению уровня безработицы, созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Экономический эффект от результатов деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения увеличения его вклада в объем выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, увеличения вклада в доходы бюджета.
В силу указанных причин поддержка малого и среднего предпринимательства должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов политики Правительства Хабаровского края, поскольку в настоящее время существует множество проблем, препятствующих его развитию.
Основными факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, являются:
недостаток собственных финансовых средств, производственных и офисных помещений;
сложности получения банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей;
недостаточной развитостью инфраструктуры поддержки предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
несовершенство как налогового законодательства, так и административные барьеры, препятствующие эффективной деятельности предпринимателей.
Сложившаяся в последние годы модель государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства представляется заведомо неэффективной и не позволит достичь кардинальных количественных и каче-ственных показателей роста сектора МСП, обозначенных в поручениях Пре-зидента Российской Федерации и стратегических документах страны.
По имеющимся прогнозам, в ближайшее время нашу страну ожидает серьёзное сокращение численности трудоспособного населения. Так, соглас-но среднему варианту прогноза Росстата, к 2025 г. его численность умень-шится на 14 млн. чел., или на 16%. Такой обвал ресурсной составляющей рынка за столь короткий период будет невозможно возместить за счет техни-ческого прогресса и реструктуризации экономики.
В этой ситуации именно малый бизнес более других категорий пред-принимательства пострадает в борьбе за трудовые ресурсы, поскольку не сможет конкурировать с крупным и средним бизнесом за высококвалифици-рованный персонал.
Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах, где в эко-номике реализуются меры, направленные на создание благоприятных усло-вий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики).
Отдельным направлением должно стать развитие предприниматель-ской активности – это важный фактор развития экономики. На практике дол-жен найти подтверждение тезис о том, что предпринимателем быть почетно и в стране созданы базовые условия для открытия, ведения и развития бизне-са.
Кластерная политика должна стать базовым элементом российской эко-номики, кластерные приоритеты должны учитываться во всех направлениях государственной политики – технологическая модернизация, развитие инно-ваций, миграционная политика и др. Это позволит достичь значимых резуль-татов:
1) Консолидация усилий различных органов исполнительной власти при реализации отдельно взятого проекта, с использованием инструментов и возможностей каждого ведомства.
2) Обеспечение активного и заинтересованного участия органов госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в создании благоприятных условий для ведения бизнеса.
3) Обеспечение компаниям, находящимся на территории кластера, дос-тупа к преимуществам, создаваемым в кластере – кооперация с крупными компаниями, высокий уровень конкуренции, высокопрофессиональные кад-ры и др.
4) Возможности для прогнозирования и мониторинга реализации кла-стерной политики как залог режима максимального благоприятствования для развития МСП.
Взятый государством курс на модернизацию экономики и развитие ин-новаций предполагает создание условий для развития малых инновационных компаний, встраивание их в производственную цепочку, осуществление ком-плексных мер по их поддержке.
Малые инновационные компании отмечают множество проблем с дос-тупностью инфраструктурных объектов. 60% опрошенных отметили низкую доступность помещений, а также недостаток специализированных услуг (маркетинг, бизнес-услуги). Отсутствие технологичных инфраструктурных объектов с современным оборудованием не позволяет малым инновацион-ным компаниям эффективно развиваться.
Проблема самозанятости граждан в последнее время приобрела особую актуальность в свете недавних кризисных явлений в экономической системе страны и, как следствие, существенного роста уровня безработицы. Поэтому усилия государства направлены на комплексное стимулирование самозанято-сти граждан по открытию собственного дела. В частности, при координации Минэкономразвития России в регионах реализуются меры поддержки начи-нающих предпринимателей (гранты на открытие собственного дела), с 2009 года Минздравсоцразвития России осуществляется комплекс мероприятий по поддержке самозанятости безработных граждан.
Решение задачи сокращения так называемой «теневой» части бизнеса напрямую зависит от успешности реализуемой государством политики по поддержке и стимулированию развития субъектов малого и среднего пред-принимательства. Прежде всего, это создание максимально благоприятных условий для открытия и ведения своего дела на законных основаниях.
Необходимо распространение уведомительного порядка ведения пред-принимательской деятельности на все виды предпринимательской деятель-ности с закреплением исчерпывающего точечного перечня исключений из данного правила.
Эффективной мерой стимулирования легальной самозанятости граждан может стать и введение разновидности патента специально для самозанятых граждан, т.е. физических лиц, как осуществляющих предпринимательскую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предприни-мателей, так и осуществляющих несистематическую деятельность без необ-ходимости прохождения процедуры государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без привлечения наемной рабочей силы.
Не менее важной задачей является также прогнозирование и недопу-щение ситуации, когда изменения в законодательном регулировании осуще-ствления предпринимательской деятельности могут привести к увеличению числа предпринимателей, осуществляющих деятельность «в тени».
В частности, одним из инструментов служит оценка регулирующего воздействия разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Необ-ходимо расширение сфер применения этого механизма, а также его внедре-ние на региональном уровне.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде-рации: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р
3. Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 №881
4. Порядок заполнения и предоставления формы федерального статистиче-ского наблюдения №4-инновация «Сведения об инновационной деятель-ности организации»: Постановление Росстата от 20.11.2006 №68
5. Авдокушин Е. Ф. Новая экономика: монография / Авдокушин Е.Ф. и др.; под ред. Е.Ф. Авдокушина, B.C. Сизова. - М.: Магистр.- 2009
6. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности. Учебник / Д. И. Валигурский. - М.: Дашков и Ко. - 2009
7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный эконо-мический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007
8. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента. - М.: Дашков и Ко. - 2008
9. Семенова Т. Ю., Чекалин B. C. Социально-экономическое развитие регио-нов на основе инновационной деятельности. - Санкт-Петербург: Инфо-да, 2008
10. Федотова О.В. Развитие инфраструктурного обеспечения малого пред-принимательства (на примере Чувашской республики): диссерта-ция...кандидата экономических наук, - М., 2007
11. Фоломьев А. Н. Инновационный тип развития экономики – М.: Изд–во РАГС, 2008
12. Хачеян М. А. Методы формирования организационно-экономического механизма инновационной инфраструктуры в промышленности: диссер-тация ...кандидата экономических наук. - СПб: 2007
13. Яковец Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. / Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. – М.: Институт экономических стратегий, 2006
14. 2. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. – 2008. - №4. – С. 67-75
15. Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого биз-неса // ЭПОС. – 2010. - №4. – С. 59-63
16. Бутенко А.Я. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №4. – С. 126-134
17. Васина Н.В. Модернизация системы отбора кадров для сферы малого предпринимательства // Соц.политика и социология. – 2010. - № 10. – С. 119-124
18. Горбачев А. «Философия» маркетинга в малом бизнесе // Предпринима-тельство. – 2008. - №2. – С. 51-55
19. Грузман В. Программный комплекс готовых решений для малого пред-принимательства // Проблемы теории и практики управления. – 2010. -№ 11. – С. 63-69
20. Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами мало-го и среднего бизнеса // Труд и соц. отношения. – 2009. - № 11. – С. 142-146
21. Дашевская И.Ф. Конструктивные схемы взаимодействия банков с малым и средним бизнесом // Труд и соц.отношения. – 2011. - №1. – С. 125-130
22. Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре под-держки малых предприятий // Экономика, статистика и информатика. – 2011. - №2. – С. 55-59
23. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный по-тенциал местных бюджетов // Финансы. – 2009. - № 3. – С. 37-41
24. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ. – - № 4. – С. 66-71
25. Калугин С.Б. Банковский сектор и малый бизнес в регионе // Деньги и кре-дит. – 2008. - №9. – С. 16-21
26. Картуесов А.И. и др. Два сценария кредитования малого и среднего биз-неса // Банковское дело. – 2008. - №9. – С. 66-70
27. Кокин А.С. Совершенствование преддоговорных кредитных отношений среднего и малого бизнеса // Деньги и кредит. - 2010. - № 12. – С. 38-42
28. Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период // Деньги и кредит. – 2011. - №5. – С. 24-27
29. Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2009. -№5. – С. 87-94
30. Курбанов Т.Х и др. Бюджетное финансирование в государственных про-граммах поддержки малого предпринимательства // Соц. политика и со-циология. – 2010. - №6. – С. 77-93
31. Лядова Е.В. Особенности инфраструктурной поддержки малого и средне-го предпринимательства на разных этапах жизненного цикла // Менедж-мент в России и за рубежом. – 2011. - №6. – С. 105-112
32. Миронов С. Микрофинансирование – новый инструмент развития малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - №1. – С. 8-13
33. Набатникова В.М. Финансирование становления малого бизнеса // Конди-терское производство. – 2008. - №4. – С. 10-13
34. Нуриджанов А.Э. Значение проактивных социальных технологий управ-ления организационным развитием для малого предпринимательства // Соц. политика и социология. – 2010. - № 8. – С. 396-401
35. Пестрякова Т.П. Особенности финансовой стратегии малого предприятия // Экономический анализ. – 2009. - №2. – С. 30-35
36. Пиньковецкая Ю. Малый бизнес в регионах РФ: производственная функ-ция // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - №9. – С. 100-107
37. Преображенский Б. и др. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве // Предпринимательство. – 2007. - №6. – С. 68-72
38. Прокопьева И.П. и др. Технопарки как инструмент повышения эффектив-ности малого и среднего инновационного предпринимательства // Высшее образование сегодня. – 2011. - №10. – С. 2-6
39. Русяева Е. Разработка программных продуктов для малого предпринима-тельства: анализ методологических подходов // Проблемы теории и прак-тики управления. – 2011. - №4. – С. 102-110
40. Саак А.Э. Концептуально-методические основы формирования регио-нальной политики развития и поддержки малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №5. – С. 48-58
41. Сидорчук Р.Р. Маркетинговый аспект формирования оптимального про-мышленного ассортимента товара для малого бизнеса // Маркетинг в Рос-сии и за рубежом. – 2009. - №1. – С. 23-31
42. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. – 2009. - №1. – С. 174-187
43. Смирнов М. Кредитование малого предпринимательства в 2010 г. // Об-щество и экономика. – 2011. – №2. – С. 131-141
44. Суглобова А.Е. и др. Основные тенденции развития малого предпринима-тельства в России // Региональная экономика. – 2008. - № 19. – С. 2-12
45. Тарасенко А. Проблемы малого инновационного бизнеса // Экономист. – 2011. - №10. – С. 57-63
46. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса – перспектив-ное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. – 2010. - №1. – С. 46-54
47. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79-86
48. Халимова С.Р. Влияние характеристик национальной инновационной сис-темы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44
49. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и раз-вития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. -№2. – С. 43-49
50. Чернобродова Л.А. Малое инновационное предпринимательство как фак-тор социально-экономического развития региона // ЭПОС. – 2010. - №4. – С. 53-59
51. Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в ус-ловиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. - № 8. – С. 19-30
52. Чхутиашвили Л.В. Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса // Налоги и налогообложение. – 2010. - №9. – С. 5-36
53. Юленкова И. Б. Развитие инновационного характера малого предприятия // Российское предпринимательство. - 2008. - №2. - С. 124-128