Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Совершенствование механизмов антикризисного управления малым предприятием на примере автосервиса ГК "Autosecurity"
Введение
Термин «антикризисное управление» появился сравнительно недавно, поэтому к настоящему моменту в научной литературе нет единого понимания данного процесса. В данной работе предпринята попытка изучить различные подходы к данной проблеме и определить наиболее близкий подход для меня.
Также тема антикризисного управления малым предприятием имеет практическое и теоретическое значение для развития экономики предприятия, имеет проблемный характер. Теория и практика антикризисных мер особенно актуальны в России, где большинство малых предприятий легко подпадают под критерии признания их банкротами в силу сложившегося устойчивого кризиса платежей. Многие малые предприятия оказываются в тяжелом положении из-за плохого управления. Поэтому можно считать, что успех любой компании зависит от способности ее менеджеров правильно действовать в кризисных ситуациях.
На большинстве малых предприятий не организована система мониторинга, руководство не реагирует на ранние симптомы приближающегося кризиса, при этом количество кризисов не уменьшается, а любое малое предприятие с определенной периодичностью попадает в кризисную ситуацию. Кризис может быть вызван не только внутренними причинами, но и внешними, такими как изменение технологий, действия конкурентов. Многие руководители видят в этом угрозу для деятельности предприятия. Именно по этой причине они не только не могут вывести предприятие из сложившейся ситуации, но и усугубляют ее.
В выпускной квалификационной работе изучается данная проблема с точки зрения возможностей, которые предоставляет кризис компании для ее дальнейшего развития, то есть кризис рассматривается как стимул совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. При грамотном антикризисном управлении малое предприятие не только возвращается на докризисный уровень, но становится еще успешнее и сильнее своих конкурентов. В современных условиях традиционные методы менеджмента не приносят желаемого результата, поэтому столь актуально стала проблема поиска таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до предбанкротного состояния предприятия. Таким образом, кризисы необходимо предвидеть и оперативно предпринимать соответствующие меры.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблемам антикризисного управления малого предприятия, в ней рассматриваются современные стратегии и вопросы организации системы антикризисного управления, значительная часть работы посвящена финансовой диагностике предприятия. В процессе анализа финансово-хозяйственной предприятия формируется представление о составе и структуре капитала, источников его образования, характере использования финансовых, трудовых ресурсов. Результаты анализа должны показать, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся ресурсы.
Применяя методы экономического анализа, можно не только выявить основные факторы, влияющие на финансово-хозяйственное состояние предприятия, но и изменить степень их воздействия. По состоянию финансов можно контролировать работу предприятия, своевременно принимать меры для ликвидации недостатков в производственной и хозяйственной деятельности.
Целью работы является совершенствование механизмов антикризисного управления малого предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы антикризисного управления малого предприятия;
- провести анализ антикризисного управления малого предприятия;
- разработать направления антикризисного управления на предприятии.
Предметом исследования в работе выступает методология антикризисного управления малым предприятием.
В качестве объекта исследования рассматривается ГК «Autosecurity».
Теоретическая значимость работы обусловлена изучением теоретических основ антикризисного управления малым предприятием.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности ГК «Autosecurity».
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, четырех глав, списка литературы, заключения и приложений.
Во введении отражается актуальность работы, цели, задачи, а также приводятся предмет и объект исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается понятие и сущность антикризисного управления малым предприятием, а также механизм антикризисного управления малым предприятием.
Во второй главе приводится характеристика деятельности ГК «Autosecurity», проводится анализ финансовых результатов ГК «Autosecurity».
В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию персонала, а также приводится экономическая эффективность предложенных мероприятий.
В заключении выпускной квалификационной работы приводятся основные результаты проведенного исследования.
Методологической базой работы послужили учебные и научно-практические материалы по менеджменту, антикризисному управлению, анализу хозяйственной деятельности, а также данные внутренней отчетности ГК «Autosecurity».
Как показывают данные таблицы, в ГК «Autosecurity» в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло уменьшение выручки от продажи продукции на 61,1% с одновременным снижением себестоимости на 63%, что в итоге обеспечило наряду с другими факторами снижение чистой прибыли.
Выручка от продажи в ГК «Autosecurity» за 2011 год по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 135597 тыс. руб.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка увеличилась на 11572 тыс. руб. Себестоимость продукции снизилась относительно выручке. Валовая прибыль снизилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в 2 раза, на что повлияло снижение выручки. Коммерческие расходы снизились в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1998 тыс. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом коммерческие расходы уменьшились на 2348 тыс. руб. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. значительно снизились управленческие расходы – на 54214 тыс. руб. В отчетном году по сравнению с предыдущими годами произошло увеличение прибыли от продаж на 40158 тыс. руб.
Заключение
Кризисная ситуация - это особая ситуация, которая характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, где банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в состоянии оплатить кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников дохода.
Разработкой мер по предотвращению кризисных ситуаций занимается антикризисное управление.
Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления
Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования.
В системе антикризисного управления важное значение имеет предсказание банкротства предприятий.
Можно выделить следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка должнику; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника и др.
Изучение рассчитанных финансовых показателей позволяет довольно полно охарактеризовать финансовое состояние предприятия и установить наметившиеся тенденции его изменения.
Группа компаний «Autosecurity» образована в 1999 году. На данный момент компания является безусловным экспертом на рынке противоугонных систем. Высокий профессионализм и постоянное повышение квалификации персонала дают право называть компанию одним из ведущих противоугонных операторов России.
Из данных анализа можно сделать следующее заключение. В 2011 году улучшились показатели финансового состояния ГК «Autosecurity». Негативными моментами являются снижение в 2011 году объема производства продукции.
Также очевидно, что предприятию целесообразно разработать мероприятия по антикризисному управлению. Этому способствует как внешняя, так и внутренняя среда организации.
Из проведенного SWOT-анализа ГК «Autosecurity» мы можем отметить следующие факторы:
- на предприятии целесообразно внедрить новый вид услуги;
- предприятие имеет все возможности для внедрения нового виды услуги;
- внедрение нового вида услуги следует начать с совершенствования кадров организации.
В связи со сложившейся конъюнктурой рынка в качестве мер по антикризисному управлению предприятием, нами предлагается внедрение нового вида услуги – оклеивание автомобиля пленкой.
Исследования в области управления персоналом предприятия показали что, к антикризисным мероприятиям на ГК «Autosecurity» в области управления персоналом в период с 2009 года по 2011 год вступали как материальные, так и нематериальные методы. Проведенные исследования в ГК «Autosecurity» показали, что система антикризисного управления, функционирующая на предприятии, малоэффективна и не до конца сформирована. В связи с этим нами были сформированы рекомендации по следующим направлениям:
- рекомендации по актуализации кадровой стратегии организации на период кризиса (разработка системы планирования карьеры и развития сотрудника);
- рекомендации по совершенствованию организационной структуры и внедрению элементов проектной системы управления (выделение должности инспектора по кадрам, путем автоматизации работа отдела кадров);
- рекомендации по совершенствованию механизмов регулирования численности, нормированию административного и производственного персонала (автоматизация работы отдела кадров);
- рекомендации по совершенствованию механизмов мотивации персонала в период кризиса (разработка положения о мотивации сотрудников);
- рекомендации по совершенствованию практики психологической поддержки персонала в период кризиса (внедрение в штат инспектора по кадрам).
Как показали расчеты, проект является достаточно выгодным для вложения инвестиций. Проект окупается на второй год работы и в этот же период основные показатели эффективности деятельности достигают положительных значений.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 06.12.2011г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 03.12.2011г.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в ред. от 22.11.2011г.
5. Абаева Н.Э. Теоретические основы антикризисного управления//Антикризисное и внешнее управление. – 2010. - №2.
6. Айвазян З. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти//Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №4.
7. Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. М.: ЮНИТИ, 2011.
8. Антикризисное управление предприятиями и банками//По ред. Таля Г.К. – М.: Издательство «ДЕЛО», 2011.
9. Антикризисное управление/Под ред. Александрова Г.А. – М.: Издательство БЕК, 2011.
10. Антикризисное управление/Под ред. Балдина К.В. – М.: Гардарики, 2010.
11. Антикризисное управление/Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С.131.
12. Антикризисный менеджмент/Под ред. Грязновой А.Г. – М.: Издательство ЭКМОС, 2011.
13. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
14. Астраханцева И.А. Финансовая реструктуризация в процессе антикризисного управления. – М.: Издательство «ФИНЭКО», 2011.
15. Афанасьев Г. Часть I. Рыночные основы crisis management//Консультант директора. – 2011. - №21.
16. Базаров Г.З. Теория и практика антикризисного управления. – М.: Закон право; ЮНИТИ, 2011.
17. Бандурин А. В., Орехов С.А., Медведев С.Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. – М.: Диалог-МГУ, 2010.
18. Бендукидзе К.А. Концепция реструктуризации и ее воплощение на предприятиях ОМЗ//Российский журнал менеджмента. – 2011. - №1. - С.138.
19. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника-Центр, 2011.
20. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы. Теория и практика. – М.: Издательство «ДЕЛО», 2011.
21. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – М.: Проспект, 2010.
22. Зуб А.Т. Антикризисное управление. – М.: Аспект Пресс, 2010.
23. Кац И. Антикризисное управление предприятием//Проблемы теории и практики управления. – 2011. - №2.
24. Качалов И. Три ключевых параметра развития и кризисов компаний//Практический маркетинг. – 2011. - №9.
25. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: ИНФРА-М, 2011.
26. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
27. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой. – СПб: Питер, 2011.
28. Кузнецова М. Н. Экономический анализ структуры и уровня запасов / М. Н. Кузнецова / / Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - N 12. - С. 40-45. - Библиогр.: с. 45 (13 назв.)
29. Ларионов И.К. Антикризисное управление. М., 2010.
30. Лебедева Л. Россия: государство и малый бизнес / Л. Лебедева / / Человек и труд. - 2010. - N 12. - С. 49-52
31. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес / Е. Литвак / / Финансовая газета. - 5/ 2/2010. - N 6. - С. 14-15
32. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний. – М.: Издательство «Экономика», 2011.
33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 665 с.
34. Михайлова А. методики преодоления кризисной ситуации внутри компании//Маркетинговые коммуникации. – 2010. - №3.
35. Мицкевич А. Современный бизнес-план / А. Мицкевич / / Экономика и жизнь. - 27/ 3/2011. - N 12. - Прил.: с. 6-7 - (Корпоративные стратегии; N 03)
36. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. – 6-е изд. – М.: Омега-Л, 2007. – 159 c.
37. Панков В.В. Анализ в условиях антикризисного управления//Бухгалтерский учет. – 2011. - №11.
38. Пашутин С. Как бороться с кризисом//Маркетолог. – 2010. - №8.
39. Пейли Н. Успешный бизнес-план. От стратегических целей к плану действий на один год. – М.: Эксмо, 2007. – 410 с.
40. Плескачевский В.С. Новый закон о банкротстве не позволит кромсать предприятие за копейки//Антикризисное и внешнее управление. – 2011. - №3-4.
41. Плис Р. Антикризисные пиар-технологии//Антикризисное и внешнее управление. – 2010. - №1.
42. Помигалов И.А. Понятие антикризисного управления в работах российских и зарубежных ученых//Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №4.
43. Попов В.М. Финансовый бизнес-план. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 458 с.
44. Портер М.Э. Конкурентная стратегия. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс: Компания XXI век, 2007. – 452 с.
45. Промышленность России: Антикризисные стратегии предприятий / Под ред. Сергеева Д.Н. – СПб.: Корвус, 2010. С. 91.
46. Томпсон А.А., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 924 с.
47. Торкановский Е. Антикризисное управление//Экономист. – 2011. – №2.
48. Трененков Е.М., Дведенидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении//Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №1.
49. Управление проектами в условиях кризиса/Под ред. Дурицыной Р.Ф. – Благовещенск, ПКИ «Зея», 2011.
50. Уткин Э. А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности / Э. А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2010. - 95 с.
51. Ушаков И. И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 222 с.: ил.
52. Фатхутдинов Р.А. Конкуренция и качество. // «Конкуренция и рынок», 2007. №. 2. – 35-43 с.
53. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
54. Хит Р. Антикризисное управление для руководителей и менеджеров, М: Издательство «ЛОРИ», 2010.
55. Черняк В. З. Оценка бизнеса: Бизнес-план / В. З. Черняк. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 175 с.
56. Черняк В.З. Бизнес-план: теория и практика. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 457.
57. Шаш Н. Н. Бизнес-план предприятия / Н. Н. Шаш, ред. А. В. Касьянов. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 318 с. - (Малый бизнес)
58. Шевчук Д. Бизнес-план: методика составления / Д. Шевчук / / Финансовая газета. - 20/ 7/2010. - N29. - С. 15
59. Щапов Д. Кризис вызывали?//Маркетинг. – 2011. - №6.
60. Щепотьев А. В. Бизнес-план: экономическая целесообразность и законодательная обязанность / А. В. Щепотьев, О. В. Чередниченко / / Право и экономика. - 2011. - N 1. - С. 9-14
61. Щербак В.Е. Управление кризисными ситуациями//ЭКО. – 2011. – №2.
62. Юданов А.Ю. Микроэкономика. – 7-е изд. – М.: КНОРУС, 2007. – 619 с.
63. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления. – М.: Издательство «Дело», 2010.
64. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии. М.: Дело, 2011. С.69.
65. Юрский А.А. Стратегическое управление // «Финансы и кредит», 2007. № 4. – 15-33 с.
66. www.autosecurity.ru - Официальный сайт ГК «Autosecurity»