Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка бизнес-проектов в среднеценовом секторе гостиничного бизнеса в России
Введение
Современный туризм столь же противоречив, что и процессы, протекающие в современном мире. Но именно туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным способом познания, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке.
В настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном, региональном и местном уровнях.
С туризмом прямо или косвенно связано около 30 отраслей экономики. Для его развития необходимы новые автомобильные дороги, мосты, гостиницы, автостоянки, мастерские, кафе и рестораны, а это новые рабочие места.
Однако в России, обладающей колоссальными туристическими ресурсами, гостиничная индустрия еще не достигла уровня развития, соответствующего потенциальным возможностям. Туристические объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры туристических услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствия мотивации для частных инвестиций в гостиничную индустрию и эффективных маркетинговых решений, экономического анализа туристического комплекса.
При рассмотрении рынка гостиничных услуг необходимо учитывать следующие основные особенности, обусловленные спецификой данной отрасли.
Во-первых, услуги, как правило, потребляются в момент своего производства, что ограничивает возможность контролировать их качество и, в отличие от промышленного производства, выбраковывать продукцию и изымать ее из потребления. Поэтому некачественное оказание услуги может вызвать потерю клиентов и уход их к конкурентам.
Во-вторых, наряду с традиционной концепцией маркетинга применительно к сфере услуг необходимо рассмотрение персональных качеств сотрудников, осуществляющих производство и продажу услуг. При этом важным моментом является как обеспечение сотрудников необходимой информацией для осуществления их эффективной деятельности, так и правильный подбор и распределение персонала в целях обеспечения наибольшей отдачи от использования совокупности их индивидуальных способностей. В этих условиях важное значение приобретают обучение и мотивация персонала, нацеленные на повышение качества обслуживания клиентов, приобщение каждого сотрудника организации к маркетинговой деятельности.
В-третьих, спрос на гостиничные услуги всегда индивидуален, имеет местный характер, что обуславливает стремление гостиничного предприятия как можно прочнее закрепить за собой имеющуюся клиентуру, завязать с ней долгосрочные отношения. Это предполагает умение управлять и предложением, и спросом, не только привлекать потребителей, но и искусство их удерживать.
В-четвертых, учет особенностей внешнего окружения возможен лишь на основе применения маркетингового инструментария. Прежде чем определить целевой рынок и начать продвижение услуг, необходимо проанализировать внешнюю среду фирмы, которая воздействует на ее развитие. Социальные, культурные, экологические и прочие факторы оказывают значительное влияние на деятельность гостиниц.
Перечисленные выше особенности и проведенный практический анализ рынка гостиничных услуг показывают необходимость целенаправленных управляющих воздействий на субъекты и объекты маркетинговой системы для обеспечения эффективного функционирования этой сферы, т.е. принятия научно обоснованных решений, с учетом динамичных внешних факторов и собственных возможностей каждой фирмы. Реализация соответствующих маркетинговых решений в рамках сформулированной проблемы позволяет преодолеть расхождение между желаемыми показателями деятельности гостиничного предприятия, на изменение которых направлено управляющее воздействие и ожидаемым изменением данного показателя (при условии, что существующая политика фирмы не будет меняться).
Целью исследования развитие методических положений бизнес- планирования сфере гостиничных услуг.
В процессе реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие основные задачи:
• исследовать структуру и функции гостиничного бизнеса с учетом особенностей природы гостиничной услуги;
• выявить особенности менеджмента гостиничного хозяйства и определить основные проблемы и направления его развития;
• изучить понятие и основные характеристики маркетинговых решений и уточнить алгоритм их принятия;
• раскрыть сущность экономической оценки решений в сфере гостиничных услуг, выявить основные принципы;
• предложить эффективные мероприятия, способствующие активному развитию гостиничной индустрии ( на примере разработки бизнес-проектов в среднеценовом секторе гостиничного бизнеса в России).
Объектом исследования является деятельность бизнес- субъектов, функционирующих в сфере гостиничных услуг, как основная составляющая индустрии туризма.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования рынка гостиничных услуг
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма и индустрии гостеприимства. Значительный вклад в развитие теории, связанной с экономикой гостиничного хозяйства внесли такие ученые, как А.П. Дурович, О.П. Ефимова, H.A. Ефимова, Б.В. Берков, A.M. Годин, Г.А. Бондаренко, Д.К. Исмаев, Т.И. Дубинина, А.Ю. Лапина, Г.А. Паперян, А.Д. Чудновский. Среди зарубежных ученых исследованию развития гостиничной индустрии посвящены работы Р. Браймера, Ф. Котлера, Ж. Ламбена, Б. Трейси, Дж. Уокера.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Еще одна тенденция - это объединение российского административного ресурса, западного менеджмента и капитала, которое позволяет осуществлять крупномасштабные проекты в достаточно короткие сроки. Например, компания Conseillon Belegging В. V. создала структуру, в которую кроме оператора «Ассог» (марка Ibis) входит корпорация «ТемпСтройСистема», а финансирование осуществляется Европейским банком реконструкции и развития. Компания занимается строительством гостиничных объектов в Калининграде и Нижнем Новгороде.
Росту гостиничного рынка в России способствуют глобальная тенденция к улучшению условий кредитования и рост конкуренции в этой сфере. Если еще несколько лет назад редкий российский банк кредитовал под приобретение объектов коммерческой недвижимости, то сегодня у финансово-кредитных структур сложились определенные предпочтения.
Отечественные туроператоры предпринимают попытки строительства гостиниц за рубежом. В 2003 году объявила о начале строительства в Карловых Варах бальнеологического пансионата «Савой Вест-Энд» компания «Интурист». Планировалось, что гостинице, рассчитанной на 140 номеров, будет присвоена категория «четыре-пять звезд». Остальные российские туроператоры, входящие в пятерку крупнейших, пока не объявляли официально о своих планах. Очевидно, что отели «Тэз тура» и «Интуриста» - не единственные гостиничные проекты российских бизнесменов.
Заключение
Изучение различных видов туристской деятельности дает нам основание утверждать, что Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как полагают специалисты ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Развитие именно международного туризма в нашей стране сдерживается рядом факторов, среди которых, как свидетельствует данное исследование, наибольшее влияние оказывают следующие:
недостаточность рекламы и правдивой информации;
сложность получения российских виз гражданам иностранных государств;
неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта;
невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Россия на сегодняшний день занимает скромное место на международном рынке туруслуг по сравнению со своим потенциалом, использование которого составляет лишь 55,8%.
Данное исследование выявило, что гостиничное хозяйство России систематизируется по европейским меркам. Новые правила подразумевают деление отелей на категории от одной до пяти звезд.
Анализ и обработка данных по гостиничному хозяйству показал, что гостиничный рынок Москвы растет в среднем на 20% в год. Гостиничный бизнес в Москве развивается именно за счет возведения дорогих отелей. А в сегменте бюджетных отелей развитие идет крайне медленно.
Рынок гостиниц Москвы занимает первое место в России по объему и ассортименту услуг и доходам, генерируемым гостиничной деятельностью. Потенциал столичной гостиничной базы не сопоставим ни с одним другим городом России: на долю Москвы в середине 2011 года приходилось 4% всего номерного фонда РФ и 50% всех доходов.
Как вытекает из проведенного исследования, инвестиционная привлекательность московского рынка гостиничной недвижимости объясняется его стабильным развитием на протяжении последних нескольких лет и очевидными перспективами его роста. Средний срок окупаемости инвестиций в строительство отелей высших категорий в столице достигает пяти - семи лет.
Обобщение и анализ различных данных исследования позволило выявить, что наиболее сложным и наиболее устойчивым бизнесом считается организация гостиничных сетей.
Определенный интерес для исследования представляет Санкт- Петербург, так как проведенное исследование позволило определить, что он второй по доходности и объемам рынок гостиничных услуг в Российской Федерации после Москвы, и который в последние годы удерживает первенство по привлекательности для инвесторов.
Анализ рынка гостиничного хозяйства выявил, что в последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% за счет малых гостиниц в регионах. Мини-отели по суммарному количеству мест занимают не более 5-6% рынка гостиничных услуг Москвы, а также Санкт-Петербурга. Официально в столице зарегистрировано около 65 мини-гостиниц, основная часть которых-отели бизнес- и люкс-класса.
Данные исследования свидетельствуют, что российские операторы занимают собственную нишу, не конкурируя напрямую с международными брендами. Они предлагают услуги на тех сегментах рынка, которые не охвачены зарубежными представителями. Это небольшие малоприбыльные по западным меркам объекты: курортные отели, функционирующие на рынках с высокой сезонностью, гостиницы в отдаленных регионах Российской Федерации. В России движение по созданию национальных гостиничных цепочек только зарождается. На территории Российской Федерации действует несколько довольно крупных сетей гостиничного бизнеса. Среди них: Heliopark Group, Amaks Grand Hotels, "Стабильная линия", "Русские отели".
На российском рынке гостиничных услуг девелоперские (развивающие) и инвестиционные компании наиболее активно работают в Москве. Тем не менее, девелоперских компаний, которые специализировались бы на гостиничном бизнесе, в столице практически нет. Что касается международных операторов, существует мнение, что определенные ментальные сложности, связанные с разной культурой и базой международных операторов и российских девелоперов, являются препятствием для более активного вхождения на российский рынок международных операторов.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в последнее время на рынке жилой недвижимости наблюдается насыщение, вследствие чего инвесторы начали обращать внимание на гостиничный бизнес. Причины этого явления известны: для реализации гостиничных проектов требуются большие капиталовложения. Эксплуатация гостиниц влечет за собой более высокие расходы, чем в конкурирующих отраслях. Соответственно, сроки окупаемости проектов гостиничной недвижимости выше, чем офисной, торговой или жилой, что является одним из негативных факторов, влияющих на развитие гостиничного бизнеса.
Наиболее активно развивающейся тенденцией считает введение Интернет-продаж в гостиничном бизнесе. Изучение различных аспектов Интернет-системы дает основание утверждать, что препятствием к развитию систем онлайновых продаж в нашей стране сегодня служит неразвитость электронных платежных систем, а также механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам.
Для современного этапа развития рынка гостиничных услуг характерно привлечение иностранного капитала.
По результатам исследования сделаны выводы и даны рекомендации по использованию теоретических, методологических и практических подходов по развитию гостиничного комплекса с использованием маркетингового инструментария, а именно, предложен комплекс управленческих мер для эффективной стратегии развития гостиничного хозяйства, включающий обоснование приоритетных направлений менеджмента, а также алгоритм принятия маркетинговых решений.
Литература:
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономика, 2011.
3. Адамов В.Я. Экономика и статистика фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2011.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект пресс,2011
5. Ю.Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: Учеб. пособие. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.
6. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга» (издание 2-е, дополненное). — М.: Фолиум, «Информ-студио», 2010.
7. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. — М.: ИНФРА-М, 2010.
8. Багиев Г.T. Маркетинг. Словарь и библиография. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
9. Багиев Г.Л., Жданов И.А. Маркетинг взаимодействия. Интеграция. Координация. Контроллинг и аудит: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
10. Багиев Г.Л., Зайталь X., Татаренко В.Н. Исследование операций маркетинга: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.
11. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.
13. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. — М.: Финансы и статистика, 2001.
14. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2011.
15. Браверман А.Г., Саулин А.Д. Интегральная оценка результатов работы предприятий // Вопросы экономики. — 2010. — №6.
16. Быкова Е.В., Стоянова Е.С., Финансовое искусство коммерции. — М.: Перспектива, 1995.
17. Воронцовский A.B. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях определенности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.
18. Вяткин В.Н. Организационное проектирование хозяйственных комплексов. — М.: Экономика, 2010.
19. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ: Международное коммерческое дело, 2011.
20. Герчикова И.Н. Менеджмент. Практикум: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
21. Годин A.M., Русин В.Н., Соколов В.П. Статистические средние и другие величины и их применение в различных отраслях деятельности. — М.: Дашков и Ко, 2006.
22. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. — М.: «Экономика», «Дело ЛТД.», 1994.
23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Изд-во «Финпресс», 2010.
24. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник. - М.: «ТАНДЕМ»,
25. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. -М. НОЛИДЖ, 2010.
26. Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). — М.:ИНФРА-М, 1997.
27. Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2010.
28. Ефимова О.П., Ефимова Н.А, Олефиренко Т.А. Экономика гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание, 2006.
29. Желтякова И.А. Ценообразование услуг: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
30. Зорин И.П. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001.
31. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. - М: Прогресс, 2011.
32. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Учебник - М.: Новое знание, 2003.
33. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001.
34. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2010.
35. Кожаров A.A. Содержание и особенности аналитического обеспечения управленческих решений. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
36. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. — М.: ACT, 2011.
37. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 2010.
38. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-комуникации. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2010.
39. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. — М., 2010.
40. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 2010.
41. Лесохин В.З. Избыточная рациональность и учет процессов маркетинга в теории экономического равновесия // ИзвестияСПБГУЭФ. — 2011. —№4.
42. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — М.: Банки и биржи: Изд. объединение «ЮНИТИ», 2010.
43. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. —М.: Финансы и статистика, 2010.
44. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.
45. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.
46. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.
47. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. — М.: Дело, 2010.
48. Народное хозяйство СССР в 1990 г. — М., 1991.
49. Наумов В.Н. Маркетинг-менеджмент: Учеб. пособие. — СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2011.
50. Ниворожкина Л.И., Морозова З.А. Вероятностные методы в экономике и бизнесе: Учеб. пособие / РГЭУ. — Ростов н/Д, 2011.
51. Новаторов Э.В. Особенности поведения потребителей услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2002. — №1(37).
52. Овсянко Д.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2010.
53. Осенний кризис 2010 года: российское общество до и после: Аналит. докл. РНИСиНП. — М.: РНИСиНП; РОССПЭН, 2010.
54. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1997-2002 гг. // Вопросы статистики. — 2002. — №12.
55. Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997.
56. О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М.: МТ-Прес с, 2010.
57. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2010.
58. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. Отели и рестораны. -М.: «Экономика», 2011
59. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг / Под ред. академика Г.Л. Багиева: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
60. Раицкий A.K. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 3 -е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.
61. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). — Изд. офиц. — М.: Госкомстат России, 2011
62. Рыбальченко И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2010. — №2(14).
63. Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010.
64. Система классификации гостиниц и других средств размещения. Учебник. - М.: ДЕАН, 2006.
65. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. проф. д.э.н. Чудновского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандэм». Издательство ЭКМОС, 2011.
66. Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг. — М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2011.
67. Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учеб. пособие / ВЗФЭИ. — М.: АО «Финстатинформ», 2010.
68. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.
69. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. M.JT. Лукашевича и E.H. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 2010.
70. Ховард X., Эриашвили Н.Д., Соловьев Б.А., Цыпкин Ю.А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной экономике. — М.: ИНФРА-М, 2010.
71. Шмидт Р.А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга. — М.: КНИТИ-ДАНА, 2011.
72. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Горфинкеля, проф. В. Швандара. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
73. Экономика современного туризма / Под ред. д.э.н. Г.А. Карповой. - М. .СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2010.