Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Совершенствование государственной экологической политики (на примере г. Владивостока)
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время, наряду с вопросами устойчивого развития, большое внимание уделяется стратегии экологической безопасности деятельности человека. Сущность стратегии в том, что должна реализовываться только экологически безопасная деятельность, не угрожающая отрицательными последствиями населению и природному окружению.
Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая безопасность понимается как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» . Из этого определения следует, что экологически безопасной может считаться такая деятельность, которая хотя и приводит к изменениям в состоянии природного окружения, но не вызывает в нем структурных и функциональных нарушений и сохраняет ресурсы самовосстановления гео- и экосистем. Если под состоянием гомеостаза экосистемы понимать ее способность поддерживать свою жизнедеятельность в условиях антропогенных нагрузок, то экологически безопасная деятельность – это деятельность, не нарушающая гомеостаз природных комплексов. Другими словами, экологически безопасная деятельность допускает изменения показателей состояния гео- и экосистем, однако они не должны выходить за пределы их естественных колебаний.
Стратегия экологической безопасности природопользования исходит из трех основополагающих тезисов-требований: расширяющееся промышленное использование природных ресурсов должно быть не только экономически эффективным, но и экологически безопасным; оценка экологической безопасности процессов природопользования выносится с позиций не только текущего момента, но и предвидимого среднесуточного периода: безопасность должна быть устойчивой при всех практически возможных изменениях общей обстановки в стране и мире; при любых формах собственности на природные ресурсы и на эксплуатирующем его предприятии общий контроль и ответственность за выполнение требований экологической безопасности сохраняются за органами государственного управления.
Под безопасностью подразумевается устоявшееся состояние практического отсутствия определенных опасностей, т.е. крайне малая угроза сбоев нормальной ситуации. В свою очередь, «отсутствие опасностей» практически означает близкую к нулевой степень риска их реального возникновения. Большая или меньшая степень предполагаемого риска – одна из важнейших характеристик любого проекта. При этом сам риск измеряется двумя основными величинами – причиняемым ущербом в случае сбоя и ожидаемой вероятностью возникновения сбоев.
Природопользование так или иначе наносит ущерб общему экологическому состоянию любого региона. Владивосток не является исключением. Основными экологическими проблемами города являются загрязнение воздуха, разрушающийся полигон бытовых отходов и проблема водоочистки, водоочистные сооружения в городе были запущены достаточно недавно. Основными экологическими программами Владивостока являются: долгосрочная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами в городе Владивостоке» на 2012-2015 годы и целевая программа «Отходы» на 2006-2015 гг.
Целью данной работы является изучение совершенствования государственной экологической политики для города Владивостока на примере водоочистки и утилизации бытовых отходов.
Задачи исследования таковы:
Экологическая политика — политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социальной сферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека и среды его обитания .
Экологическая политика отражена в экологической доктрине Российской Федерации. Этот основополагающий документ, определяющий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, ее цели и задачи на долговременную перспективу, - плод совместных усилий государственных и неправительственных организаций, деловых кругов и ведущих независимых ученых. Механизмом реализации
Заключение
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
1. Экологическая политика является результатом взаимодействия между государством, предприятиями и природоохранными организациями в вопросах управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории государства.
2. Функция охраны природы реализуется на уровне государства, поскольку экономическим агентам рынка заниматься вопросами экологической безопасности не выгодно, т.к. это снижает их прибыль.
3. На федеральном уровне государственное управление в сфере природопользования осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии, на уровне региона - Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, на уровне Владивостока - Управлением охраны окружающей среды и природопользования администрации города Владивостока.
4. Основой экологической политики является Конституция РФ, также сформирована отрасль экологического права.
5. Основные экологические проблемы в г. Владивосток: загрязнение атмосферы, радиологическая обстановка, проблема недоброкачественной питьевой воды, а также проблема сбора, хранения и утилизации отходов.
6. Программы города Владивосток, направленные на улучшение экологической обстановки являются недостаточными.
В качестве рекомендуемых мероприятий предлагается:
1. Разработать и ввести в г. Владивосток систему селективного сбора, вывоза и переработки отходов, целесообразность принятия которого обосновано на основе экспертного мнения, а также проведения социологического опроса, в результате которого было выявлено готовность большинства населения к селективному сбору ТБО.
2. Разработать и внедрить систему водосбережения, которая может стать логичным продолжением реализации инвестиционной программы по водоочистке и водоотведению. В работе произведен расчет объемов резервов водопотребления и водоотведения жилищным фондом при проведении водосберегающих мероприятий, а также предложены направления использования данного резерва.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи выполнены.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды»
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»
4. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 03.03.2012) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
5. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"
6. Закон Приморского края от 20.10.2008 № 324-КЗ «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» // Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс] http://invest.primorsky.ru/invest/index.php?option=com_content&view=article&id=84&Itemid=70.
7. Постановление Главы г. Владивостока от 03.02.2009 № 90 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации муниципального образования, город Владивосток от 17.12.2004 № 506 «О нормативах потребления тепловой энергии на услуги по горячему водоснабжению для населения» // Официальный сайт Администрации города Владивостока [Электронный ресурс] http://www.vlc.ru/mayor/docs/2009/ 0090.htm.
8. Постановление Главы г. Владивостока от 18.12.2009 № 1455 «Об установлении нормативов потребления услуг холодного водоснабжения и водоотведения для населения города Владивостока на 2010-2013 годы» // Официальный сайт Администрации города Владивостока [Электронный ресурс] http://www.vlc.ru/mayor/docs/ 2009/1455.htm.
9. Долгосрочная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами в городе Владивостоке» на 2012-2015 годы
10. Муниципальная целевая программа «Отходы» на 2006-2015 годы
11. Бродач М.М. Вода – источник жизни и движущая сила для устойчивого развития // Сантехника. – 2009. – № 5.
12. Захаров А.В. Основные направления внутренней экологической политики российского государства по борьбе с современными глобальными экологическими вызовами человечеству. // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 3-63. - С. 87-90.
13. Исаев В.Н. Особенности учета горячей воды при переходе на энергосберегающую эксплуатацию жилых зданий // Энергосбережение. – 2010. – № 4.
14. Исаев В.Н., Мхитарян М.Г. Экономия воды в структуре водопотребления // Сантехника. – 2005. – № 3.
15. Киблицкая О.А. Приоритеты современной экологической политики российского государства (историко-правовой обзор) // Юристъ - Правоведъ. - 2011. - № 3. - С. 104-107.
16. Лагунова А.И. Политика обеспечения экологической безопасности России. // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 3. - С. 85-92.
17. Малин Я.С. Функции экологической политики как элемента национальной безопасности. // Национальная безопасность / nota bene. - 2009. - № 2. - С. 9-17.
18. Марар О.И. Реальность и перспективы экологической политики современной России. // Социология власти. - 2011. - № 6. - С. 108-115.
19. Матвеева Е.В. Актуальные экологические проблемы в политике современных государств. // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - № 3. - С. 40-47.
20. Матвеева Е.В. Экологическая политика современной России. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. - С. 43-47.
21. Пугачев А.В. Экологическая политика на современном этапе: содержание, цели и задачи. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 2. - С. 81-85.
22. Розанова А.В. Сохранение природного капитала как основная цель экологической политики государства. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. - Т. 4. - № 3. - С. 123-129.
23. Саблин И.В. Теоретические аспекты экологической политики. // Молодой ученый. - 2011. - № 6-2. - С. 58-64.
24. Самородов А.А., Волошин К.И. Новые очистные сооружения сделают Владивосток городом XXI века// Водоснабжение и санитарная техника. - 2010. - № 10-2. - С. 9-10.
25. Сащенко А.Ю. Повторное использование воды как способ ресурсосбережения пресной воды для коммунальных потребителей Владивостока / А.Ю. Сащенко // Инновации как важный фактор выхода России из мирового экономического кризиса. Материалы региональной научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. – С. 148-152.
26. Сащенко А.Ю. Пути решения социально-экономической проблемы дефицита пресной воды в городе Владивостоке / А.Ю. Сащенко // Моделирование социально-экономических процессов: современные тенденции и подходы. Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции. – Хабаровск: Изд-во РИЦ ХГАЭП, 2009. – Ч. 2. – С. 118-125.
27. Трунова И.Е., Харченко Л.Ф., Рожкова Т.В. Качество питьевой воды хозяйственно-питьевых водопроводов в городе Владивосток// Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2011. - Т. 46. - № 3. - С. 50-53
28. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru
29. Официальный сайт КГУП «Приморский водоканал». - Режим доступа: http://primvoda.ru
30. Официальный сайт администрации города Владивосток. – Режим доступа http://www.vlc.ru