Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эмоциональный интеллект
Введение
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние десятилетия в психологии, как отечественной, так и зарубежной, стало больше уделяться внимание изучению эмоциональной сферы человека. Сложилось четкое убеждение, что односторонняя интеллектуализация психики – фактор дисгармонии и нарушенного функционирования. Своего рода венцом этих изысканий стало понятие об эмоциональном интеллекте, которое было сформулировано в американской психологии именно как противовес традиции IQ и во многом носило «коммерческий» характер. Последнее обстоятельство исходит из того, что эмоциональный интеллект изначально подняли как знамя успешности и психологического благополучия человека. Выполняя эту роль, понятие обречено было наполниться бесконечным перечнем всего того, на что способен человек в плане хорошо развитой эмоциональной сферы.
Фило- и онтогенетически эмоциональный интеллект является эмоциональной предформой мышления, т.е. некогнитивной способностью, позволяющей решить задачу. По мере онтогенеза, к возрасту 4-5 лет, линия эмоционального развития в основном складывается, и вперед вырывается линия развития интеллекта. В этот период происходит замещение чувственной основы восприятия и мышления средствами абстрактного интеллекта. После этого конструктивным функциям эмоций отводится роль вспомогательных, а ведущими они становятся в экстремальных ситуациях, где когнитивный ресурс недостаточен.
Целью данной работы было изучение эмоционального интеллекта.
Задачи работы следующие:
рассмотреть сущность эмоционального интеллекта и история изучения вопроса;
изучить развитие модели эмоционального интеллекта;
Список использованной литературы
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78 – 86.
2. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - № 42. - С. 4-10.
3. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе ЭИ / Д. Го-улмен, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
4. Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 103-109.
5. Карпов, А. В. Проблемы эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А. В. Карпов, А. С. Петровская // Вестник интегративной психологии. – Вып. 4. – 2006. – С. 42 – 47.
6. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36.
7. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ. // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 111-119.
8. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 54-56.
9. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, D. Mayer, // Imagination, Cognition and Perso-nality. – 1990. – V. 9. – P. 185 – 211.
10. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ - i): тechnical Manual. – Toronto, Canada: Multi – Health Systems, 1997
11. Emotional intelligence: an international handbook / eds. by R. Schulze, R.D. Roberts. Cambridge: Guttingen: Hogrefe & Huber Publisher, 2005