Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Методика обучения прагматическому аспекту дискурса учащихся средней школы на занятиях по иностранному языку
Одной из важных коммуникативных компетенций, предстает прагматическая компетенция. Прагматическая компетенция как составляющая коммуникативной компетенции является важным аспектом иноязычного образования. Современная методика обучения ИЯ признает необходимость расширения представлений обучающихся о прагматических различиях между языками. Прагматика имеет отношение к функциональным аспектам языка, она исследует коммуникативные процессы с точки зрения эффективности их воздействия на участников, факторы, от которых зависит адекватность интерпретации и качество действенности речевых актов в разных сферах деятельности.
Прагматическая компетенция, которая помогает говорящему и слушающему обеспечивать адекватную интерпретацию речевых актов с учетом ситуативной отнесенности высказывания, социокультурного контекста, менталитета, возраста, образования и социального статуса говорящих, уместности и целесообразности речевых конвенций, безусловно актуальна в современных условиях диалога культур
*
*\
При изучении темы «Идеальное общество благосостояния» играли в игру «Туристы и гиды». Класс делился на две группы. «Туристы» представляли, что они ничего не знали или знали слишком мало о системе социального обслуживания в Великобритании или России, они готовили вопросы о системе социального обеспечения страны. «Гиды» представляли, что их работа – информировать, как организована социальная работа в их стране. Им нужно собрать, как можно больше информации об этих службах. Во время игры ребята задавали вопросы, давали информацию, соглашались с какими-либо установками о системе здравоохранения, социальной безопасности, налогах, об основных принципах социальных служб, категориях граждан, нуждающихся в помощи, разных типах выплат и условиях, при которых эти выплаты можно получить.
При изучении темы «Спорт» играли в «Оптимиста и пессимиста». Оптимист пытался убедить пессимиста, что спорт приносит только пользу, пессимист же напротив видит только вред. При этом мы учились убеждать, доказывать свою точку зрения.
Изучая тему «Свободное время» представляли себя в различных ситуациях – приглашаем в театр, кино, на концерт или в музей, соглашались или отказывались, выражаем свое предпочтение, восхищались или выражали другие чувства по поводу увиденного или услышанного.
*
*\
9) Для формирования прагматической компетенции мы предлагаем использовать следующие технологии: проблемные задачи, драматизации диалогов, учебно-речевые ситуации, учебные дискуссии, ролевые игры, ресурсы Интернета (Интернет-сайты. чаты, блоги, переписку и т.д.), интеллектуальную систему Робот Джордж,
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что формирование прагматической компетенции в процессе обучения английскому языку является особо важной составляющей и требует разработки специальной методики и технологий, внедрение которых необходимо проводить на протяжении всего курса обучения в средней школе.