Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме PR-кампания как способ повышения эффективности работы учреждений культуры (на примере Всероссийской Государственной Библиотеки Иностранной Литературы им. М.И. Рудомино)
В последние годы деятельность по связям с общественностью (PR) выделилась в отдельное направление, и роль PR-специалистов в компаниях стала более заметной и значимой. PR – это своего рода «окно», которое компания открывает для общения с внешним миром.
На сегодняшний момент библиотечные услуги не столь популярны как прежде. Особенно это относится к регионам. Если речь идет о крупных библиотеках, то в этом случае проблема не столь очевидна, но она все равно присутствует. Удержать посетителей такой библиотеке, как ВГБИЛ становится возможным благодаря редким фондам, а также количеству и ассортименту книг, которые присутствуют в фондах библиотеки. Однако ситуация усложняется в связи с тем, что уровень популярности таких учреждений культуры значительно снизился за последние годы и степень посещения ВГБИЛ также снижается. Несмотря на значительное финансирование, которое библиотека получает от государства привлечь должное количество посетителей библиотеке удается с трудом именно в плане основной своей деятельности - оказания библиотечных услуг. Здесь необходимо говорить скорее даже не столько о проблеме финансирования или посещаемости библиотеки, сколько о несколько ином факторе - имидже. Имидж библиотеки складывается из многих факторов, главным образом он формируется в зависимости от того, какого рода мероприятия проходят в данном учреждении культуры. Для оптимизации имиджа библиотеки необходимо проводить специальные мероприятия, направленные на популяризацию услуг библиотеки. Лучше всего это осуществлять в рамках PR-кампании.
Значение PR как маркетингового инструмента на рынке довольно существенно. PR – завершающее звено маркетингового цикла, благодаря которому создается наиболее детализированный образ компании и ее товаров или услуг. С помощью PR-инструментов раскрываются те особенности и конкурентные преимущества, которые не может дать реклама.
Разработанность темы. Библиотековедческий анализ проблемы формирования имиджевых коммуникаций опирается на достаточно разработанную научную основу изучения имиджа как социального и культурного явления, которая была создана в работах по философии культуры, теории организаций, социальной коммуникации, общей и социальной психологии, социологии, а также в процессе осмысления частных практик менеджмента и маркетинга. В теории и практике менеджмента исследуется, отношение к имиджу организации и системе ее имиджевых коммуникаций как к культурному фактору организационного развития (Т.О.Соломонидина, О.С.Виханский, A.И.Наумов и др.).
*
*
Глубокие изменения в политике комплектования библиотечных фондов были вызваны утверждением в 1975 г. нового тематического плана (профиля), в соответствии с которым было прекращено комплектование естественно-научной литературы, а в качестве приоритетных направлений были выделены: гуманитарные науки, художественная литература и искусство зарубежных стран, справочные издания. Пересмотр профиля был в определенной степени вынужденной мерой: с одной стороны, книгохранилищу было трудно вместить весь поток поступающей литературы, с другой стороны, стало возможным направить больше средств на формирование более полных собраний художественной литературы, изданий по общественным наукам, языкознанию, литературоведению и искусству; а также на обогащение справочного фонда в области гуманитарных наук.
В настоящее время ВГБИЛ располагает уникальными фондами иностранной литературы широкого гуманитарного профиля, насчитывающими на 1 января 2003 г. около 4,4 млн. экз., включая книги и периодические издания, на более чем 140 языках мира. В составе иностранных изданий первостепенную значимость имеет богатое собрание мировой классической и современной литературы на языке оригинала, в особенности на английском, французском, немецком и испанском языках. В книжном фонде ВГБИЛ, составляющем около 1,9 млн. экз., широко представлены также иностранные издания по литературоведению и языкознанию, в том числе по методике преподавания языков, книги по зарубежному искусству и искусствоведению, исторические труды и работы по страноведению. Систематически пополняются и собрания литературы по философии, социологии и эстетике, праву и религии, книговедению, библиотековедению и информатике. Фонд книг, изданных за рубежом, дополняют отечественные издания на русском и иностранном языках, посвященные литературе, искусству, истории языка, проблемам развития культуры и общественной мысли зарубежных стран (за исключением стран, ранее входивших в состав СССР). При этом переводы на русский язык художественной и научной литературы по профилю Библиотеки комплектуются по возможности полно.
В процессе комплектования фондов ВГБИЛ предпочтение всегда отдавалось литературе на распространенных иностранных языках, прежде всего — на английском, немецком и французском. В составе книжного фонда наиболее многочисленны издания именно на этих языках. Кроме того, десятками тысяч исчисляются книги на польском, испанском, итальянском, болгарском, шведском, японском и ряде других языков. В Библиотеке имеются тщательно подобранные собрания книг на скандинавских, южно- и западнославянских языках, на венгерском, румынском, греческом, португальском, на многих языках народов Азии и Африки, на искусственном языке эсперанто.