Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Гендерные особенности проявления тревожности в подростковый период (на примере исследования тревожности школьников старших классов школы)
Введение
Проблема появления всё большего числа эмоционально неустойчивых детей и подростков, возрастающая распространенность феноменов детской и подростковой тревожности являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей.
Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития подростка: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т.д. Роль тревожности в возникновении широкого круга патологических явлений и как составляющей клинической картины разного рода расстройств, традиционно подчеркивалась в психологической и медицинской литературе.
В последние годы внимание к подростковой тревожности не ослабевает. Напротив – возникает всё больше вопросов – о причинах возникновения тревожности, особенностях ее проявления и, самое важное, способах ее коррекции и предотвращения появления.
Целью данной работы является рассмотрение гендерных особенностей проявления тревожности у подростков.
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей проявления тревожности в подростковый период в психологии
1.1. Исследование тревожности подростков в отечественной и зарубежной психологической литературе
Проблема тревожности является одно из самых древних в истории науки, у великих мыслителей древности и средневековья – Диогена из Синопа и Авиценны – находят рассуждения о различиях между переживанием актуальной опасности и страха перед будущей опасностью, т.е. тревоги.
В современной науке проблема тревожности не только не теряет актуальности, но и привлекает повышенный интерес. В XX веке тревожность, по словам Э.Эриксона стала «центральной проблемой цивилизации», а само столетие – «веком тревоги». Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
Всё XX столетие, а также начало нового века являются периодом активного научного изучения тревоги и тревожности. На протяжении этого времени появляется множество исследований рассматриваемого феномена - как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Само понятие тревожности впервые появилось во второй половине XIX века, в исследовании С.Кьеркегора , проводившего анализ страха. Первый психологический анализ тревожности принадлежит З.Фрейду , который выделил три вида тревожности: реальный страх, невротическая тревожность и моральная тревожность.
Ряд исследований тревожности посвящен изучению ее форм, поскольку она может рассматриваться в качестве устойчивой черты личности, индивидуальной психологической особенности, либо временного эмоционального состояния.
Заключение
В рамках данной работы рассматривается проблема гендерных особенностей подростков. Изучение теоретических основ и проведение практического исследования привели к следующим выводам.
Подростковый возраст является одним из кризисных периодов в жизни человека, на протяжении которого особенно активно формируются будущие личностные качества.
Для этого возраста характерна эмоциональность, повышенный уровень беспокойства и тревожности, возникновение различных страхов. Эмоции подростка яркие и неустойчивые, он находится в постоянных конфликтах с самим собой и окружающим миром.
Особенно ярко проявляются в подростковом возрасте гендерные особенности, т.е. особенности, обусловленные принадлежностью к биологическому полу и выполнению связанных с ним социальных функций. Воспитание мальчиков и девочек различается на всех этапах – и к взрослости они приходят со сложившимися качествами личности.