Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам по психологии и педагогике
2 Ощущение и восприятие
Ощущение — первая ступень познавательной деятельности, первый этап обработки информации. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.
Ощущения могут быть:
• экстероцептивными (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения)
• проприоцептивными (сигналы о положении тела в пространстве)
• интероцептивными (сигналы от внутренних органов).
4 Проблема способностей в отечественной психологии
Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных св-в, к-е определяют психофизиол-е возможности индивида в различных видах деят-ти. Различают общие и специальные способности. Общие – присущи в той или иной мере всем людям, к-е необходимы для всех видов деят-ти: в труде, в познании, общении. Подразделяются на сложные – способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллект-го развития и т.д. Элементарные – способность к психическому отражению действительности необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д. Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивид-х специальных СП. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации л-ти, индивид-ми особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. Психомоторная организация л-ти – особенности психической регуляции движений; они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений, в их свободе или напряженности. Сенсорная организация л-ти – свойственный ч-ку уровень организации развития чувствительности различных анализаторов и объединения их в сенсорную систему. Перцептивная организация л-ти – индивидуальные особенности восприятия (аналитический - выделяют детали, частности, подробности или синтетический тип – склонны к обобщенному отражению предметов и явлений без четкого вычленения деталей и отдельных элементов). Мнемическая организация л-ти – преимущественное развитие отдельных видов и качества памяти. Интеллектуальная организация л-ти – индивид-е особенности мышления. Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что ч-ку дано от природы.
13 Психология как наука. Междисциплинарные связи психологической науки
ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
24 Проблема сознания в психологии
Одним из первых критериев выступает сознавание, то есть сознание и отождествление психики. Психология сознания представляет собой науку о основных элементах и свойствах сознания, а также законах и связях между ними, которым они непосредственно подчиняются. В качестве основного метода выступает интроспекция (это метод психологического исследования, за счет которого осуществляется наблюдение психических собственных процессов, в ходе которых не применяются никакие эталоны и инструменты. С его помощью складывается представление об организации и структуре).
Сознание в психологии выступает в качестве суммы нескольких образований элементов, объединенных в единое целое по конкретным законам. Рассмотрим, что же такое сознание, его свойства и основные процессы. Сознание — это структура, состоящая из четко организованных элементов. В качестве основных свойств можно выделить:
- ограниченность — конкретное число обычных впечатлений.
Детская психология
1. Предмет и задачи детской психологии. Ее теоретическое и практическое значение
Детская психология - это область науки, которая исследует факты и закономерности психического становления ребёнка.
Детская психология как научная область исследования обозначается тогда, когда в определенной ситуации встречаются для специально организованного общения два субъекта деятельности: взрослый экспериментатор, у которого свои, не известные второму субъекту цели, и ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, для которого эта ситуация общения не всегда поначалу сразу понятна и поэтому зачастую тревожна.
Детская психология представляет собой науку о том, какие периоды развития проходит человек в детстве и о том, как осуществляется переход между этими периодами.
В наши дни детская психология как наука изучает установление общих законов психического развития, выделение периодов развития и причин, обуславливающих переходы между этими периодами.
Отличительной особенностью детской психологии в ряду других видов психологии являются применяемые ею специфические единицы анализа – периоды развития. Причем период (возраст) не ограничиваеся определенной календарной датой и простой суммой отдельных психических процессов.
Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности.
9. Общая психологическая характеристика дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования)
Границы возраста – 3 года – 6.5 лет. Социальная ситуация развития - Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. Возрастные новообразования – налядно-образное мышление, позже словестно-логическое мышление. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Ведущая деятельность и ее характеристика – игра (Предметная игра, сюжетно-ролевая игра) Возрастной кризис, характерный для данного периода – кризис 6 лет. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов.
17. Развитие памяти в различные периоды детства
Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов. Постепенно в комплекс сигналов включаются зрительные и звуковые раздражители, в результате чего в дальнейшем, на четвертом-пятом месяце жизни, указанные пищевые реакции возникают уже только при виде матери или даже только при слышании ее голоса. Примерно с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Ребенок улыбается и всплескивает руками при виде матери, тянется и схватывает знакомые предметы, что не наблюдается в первые месяцы жизни.
Вначале скрытый (латентный) период узнавания (т. е. промежуток времени между двумя восприятиями, при котором возможно узнавание) очень невелик и составляет всего лишь несколько дней. На втором году он увеличивается до нескольких недель, на третьем — до нескольких месяцев, к четырем годам достигает одного года, к семи годам — примерно трех лет.
23. Проблема готовности детей к школе
Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.
Виды готовности:
1. Анатомо-физиологическая – состояние здоровья, физического развития, развитие сенсорики, развитие внутренних органов и мелких групп мышц.
2. Специальная или педагогическая – уровень ЗУНов, который необходим для того, чтобы приступить к обучению.
3. Психологическая:
а) Познавательная (когнитивная) – уровень развития всех психических процессов и уровень развития познавательной мотивации;
б) Личностная – формирование уровня действий, принятие позиций, эмоционально-волевая сфера;
в) Социально-психологическая готовность – умение общаться в коллективе и со взрослыми.
Дошкольная педагогика
1. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников, его задачи и содержание
Умст. воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. У-в. и умст. развитие находятся в тесном взаимодействии. У-в. во многом определяет умст. развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умст. развития детей первых лет жизни. В дош. годы наблюдаются более высокие темпы умст. развития, чем в последующие возрастные периоды. Следует обратить внимание на умст. развитие детей раннего возраста. Исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут насыщенно, наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого. Физиологии считают, что большинство современ. детей раннего возраста страдает от недостатка информации. Не следует допускать и, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными знаниями. Основная особенность умст. развития ребенка дош. возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. У-в. ребенка, как подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психич. развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности.
13. Педагогическая ценность игрушки
Игрушка участвует в са¬мом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глу¬боко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни.
Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с миром взрослых, познакомиться со свойства¬ми и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любо¬знательность и творчество.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая систе¬ма игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обога¬щения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкто¬ры упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положитель¬ное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к иг¬рушке переносятся и на предметы, людей, изображенных в игруш¬ке. Особое значение в формировании нравственных чувств ребенка имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бе¬режное отношение, внимательность и нежность, помогают нако¬пить опыт положительных нравственных переживаний.
17. Использование дидактических игр в педагогическом процессе ДОУ
Играя, ребенок не просто проводит время: он познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет свои способности.
Играя с ребенком добавляете немало ярких и приятных минут в вашу жизнь. Большинство современных детей проводят все свободное время перед экраном телевизора или перед монитором компьютера. И не даром детские врачи и психологи бьют тревогу поэтому поводу.
Бесконечное созерцание экрана, компьютерные игры с элементами агрессии и насилия тормозят развитие ребенка, плохо влияют на его психику и общее физическое состояние, лишают ребенка живого контакта со сверстниками, обособляют от семьи.Ребенок как бы уходит в себя, он живет в своем иллюзорном мире и уже не в состоянии адекватно воспринимать свое поведение, критически оценивать свои поступки.Ведь именно в играх со сверстниками малыш получает первые уроки жизни.
25. Подготовка детей к обучению в школе в ДОУ и семье
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.
Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу дли активного вхождения ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).