Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-психологические особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста
Введение
К настоящему времени проблема социально-психологических особенностей детско-родительских отношений как фактора психического благополучия ребенка и эффективности его личностного становления в условиях семьи обрела особую актуальность, как одна из важнейших составляющих государственной политики в отношении семьи и детства.
Проблема семейного воспитания имеет длительную историю изучения, как в нашей стране, так и за рубежом.
При этом были рассмотрены различные области детско-родительских отношений: особенности воспитания детей и отношение к ним родителей, характерные особенности личности ребенка, сформированной в результате семейных воздействий, личностные особенности родителей, характеристики супружеских взаимоотношений и т.д.
.........
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологических особенностей общения родителей с детьми дошкольного возраста.
1.1. Детско-родительские отношения в зарубежной и отечественной психологии и педагогике
Современные представления о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, декларируют опосредованность психического развития ребенка общением и взаимодействием с взрослыми, в первую очередь, с родителями. Семья являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, Л. Божович, М. Лисина). [1, 3, 8, 10, 16, 26, 28, 41, 45]
Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя (Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л. И. Божович, М. И. Лисина, А. М. Прихожан). [10, 27, 32]
...........
Заключение
Современные представления о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, декларируют опосредованность психического развития ребенка общением и взаимодействием с взрослыми, в первую очередь, с родителями. Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.
...........