Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Музыкальный образ, как эффективное средство работы над исполнительскими и техническими навыками начинающего певца
Введение
Актуальность темы исследования. Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет «вокальную школу».
Термин «вокальная школа» в узком смысле слова предполагает совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. «Национальная вокальная школа» - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выраженным «вибрато», легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пассажей итальянцев отличались от инструментального «прямого» звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения представителей русской вокальной школы.
В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им. Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им.Гнесиных.
Смена образовательной парадигмы в России с 90х годов предъявляет
новые требования к личности выпускника музыкального факультета в формировании творческой индивидуальности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, высоким интеллектом, ценностно-эстетическим мировоззрением, творческим потенциалом, который развивается и совершенствуется в процессе исполнительской деятельности и реализации его творческих способностей в сфере искусства. Для достижения этой цели необходимы инновационные теоретические и научно-методические подходы к организации обучения начинающих певцов.
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования
I.1.Понятие музыкальных образ в психолого – педагогической литературе
Основной и центральной структурной единицей музыкального сознания является музыкальный образ. Не будет преувеличением сказать, что именно он находится, как правило, в фокусе всех процессов и метаморфоз, свершающихся в данной сфере, - от нижних ее границ до верхних включительно. Итак, никакие музыкальные восприятия, оценки, отношения не могут иметь места в действительности, никакие сензитивные и духовные процессы в области музыкального сознания не могут происходить, если не актуализирована, не задействована так или иначе музыкальная образность, в противном случае, музыкальное сознание перестает быть музыкальным и становится чем-то иным.
Музыкальный образ концентрирует в себе «чувство-мысль» (терминология Н.К. Рериха, А.Г. Шнитке и некоторых других деятелей художественной культуры); он помогает распознать и постигнуть «идейно-содержательное зерно» музыкального сочинения (К.Н. Игумнов, Я.И. Милыптейн , Я.В. Флиер и др.); именно музыкальный образ выражает и «опредмечивает» в конкретно-чувственной форме все те процессы, эмоциональные состояния, психические движения, разного рода душевные пертурбации, которые происходят в области музыкального сознания.
Заключение
Музыкальные способности начинающих певцов в процессе достижения музыкального образа – это интегративное понятие на структурном и содержательном уровнях которого органично отражено взаимодействие знаний о музыке и музыкальном искусстве, владение вокально-техническими и исполнительскими навыками, оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений, адекватность определения ценностного смысла содержания художественного образа вокальных произведений, самостоятельность поиска способов смыслового интонирования в процессе работы над исполнением произведения.
Вокальные методики, развивающие исполнительские и технические навыки начинающих певцов в процессе достижения музыкального образа базируется на законах э вокального жанра и состоит из логически связанных этапов: активизацию эмоциональной сферы учащихся в процессе исполнения одних и тех же упражнений и попевок с различным эмоциональным настроением; исполнительно-технического – усложнение технических и исполнительских задач в упражнениях, а внимание педагога направляется на развитие и совершенствование слухового самоконтроля и рефлексии ученика; жанрово-стилевого, где происходит постепенное освоение вокальной техники и специфических исполнительских приемов, свойственных различным вокальным жанрам; индивидуально-исполнительского - направленного на освоение репертуара, подобранного с учетом индивидуальных особенностей учащегося и его вокально-исполнительских возможностей.